Новости

Швейцарский фонд раскритиковали за неадекватное расследование провенанса его коллекции произведений искусства, собранной в период нацизма

30 июня, 12:00 искусство
Поделиться

Швейцарский фонд должен сделать больше, чтобы отследить провенанс произведений из обширной коллекции произведений искусства, приобретенной при сомнительных обстоятельствах во время Второй мировой войны, заявила 28 июня группа экспертов, пишет журналист AFP Кристоф Фогт.

Уже давно существуют подозрения относительно происхождения одной из самых престижных частных коллекций произведений искусства в Европе, приобретенной торговцем оружием Эмилем Бурле, который заработал состояние во время войны. Промышленник немецкого происхождения стал натурализованным гражданином Швейцарии в 1937 году. К моменту своей смерти в 1956 году он собрал около 600 произведений искусства, включая шедевры Сезанна, Дега, Мане, Моне, Ренуара, Рембрандта, Пикассо и Ван Гога. Некоторые из них ранее были изъяты у владельцев – евреев или проданы по дешевке и в спешке, поскольку их владельцы бежали от нацистов.

Фонд Бурле, владеющий коллекцией, уже много лет работает над выяснением провенанса произведений. Его усилия оказались в центре внимания, когда цюрихский «Кунстхаус», один из самых престижных художественных музеев Швейцарии, согласился разместить коллекцию на постоянной основе. До этого оно выставлялось в частном музее на окраине Цюриха.

Группа экспертов, уполномоченная властями Цюриха и музеем оценить исследование провенанса картин, проведенное фондом, пришла к выводу, что оно было «недостаточным». «Исследование происхождения необходимо продолжать», — заявила группа, возглавляемая известным швейцарским историком и президентом Фонда Немецкого исторического музея Рафаэлем Гроссом. Фонд Бурле подтвердил, что 13 картин, купленные промышленником немецкого происхождения, были изъяты нацистами у владельцев – евреев во Франции. По данным фонда, в ходе судебных дел после окончания Второй мировой войны в конце 1940-х годов Бурле вернул все 13 произведений их законным владельцам, а затем выкупил девять из них. Но фонд заявляет, что его исследования, проведенные в течение двух десятилетий, пришли к выводу, что ни у одной из 203 работ в текущей коллекции нет никаких признаков «проблемного происхождения».

В опубликованном 28 июня докладе экспертов были рассмотрены источники, методология, точность, стандарты и исторический контекст фонда. Выразив особую обеспокоенность тем, что фонд отнес 90 произведений к категории беспроблемных, несмотря на отсутствие полного исследования провенанса, эксперты настаивали на том, что все они должны быть повторно проверены. Исследование должно «концентрироваться на выяснении возможности того, что предыдущими владельцами были евреи и конфискации произведений, связанной с преследованиями», добавили они. «Без преследований евреев нацистами коллекция Бурле никогда бы не достигла того уровня, которого достигла», — сообщил журналистам Гросс на пресс-конференции.

Эксперты провели углубленное исследование провенанса пяти знаковых произведений. По их словам, исследования там были настолько «поверхностными, что решающие индикаторы (были) упущены из виду».

Одна из работ Поля Сезанна «Мадам Сезанн с веером» принадлежала американской писательнице, поэтессе и коллекционеру произведений искусства Гертруде Стайн, жившей в оккупированной нацистами Франции. «Гертруда Стайн продала ее торговцу произведениями искусства, который явно эксплуатировал тяжелое положение беженцев – евреев», — говорится в сообщении. «Провенанс этой работы еще недостаточно исследован».

Эксперты призвали «Кунстхаус» создать междисциплинарную комиссию для разработки схемы изучения всех произведений искусства в его коллекции и находящихся в долгосрочной аренде, которые потенциально могут быть связаны с конфискациями, проведенными нацистами. В докладе музею также предлагается провести дальнейшие дебаты, если возможно, публичные, о коллекции Бурле и связи музея с его именем.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции