Школьный округ Южной Каролины вернет книгу Бернарда Маламуда «Мастеровой» на полки библиотек после годичного удаления
Школьный округ в Южной Каролине вернет на полки своих библиотек роман Бернарда Маламуда об антисемитизме «Мастеровой», получивший Пулитцеровскую премию, почти через год после того, как он был удален после жалобы родителей, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Решение, принятое 2 августа комитетом по проверкам школьного округа Бофорт, завершает еще один эпизод, в котором еврейская книга оказалась втянутой в общенациональный запрет на книги со стороны консервативных родителей. Прошлой осенью округ изъял «Мастерового» из школьных библиотек, сославшись на опасения по поводу безопасности школьных работников. Роман Маламуда был в длинном списке из почти 100 книг, против которых выступил родитель, связанный с организацией «Мамы за свободу», поддерживающей движение за запрет книг. Рейтинговый сайт «Booklooks.org», часто цитируемый главами организации «Мамы за свободу», сообщает, что «Мастеровой» содержит «скандальные религиозные и расовые комментарии; ненависть, связанную с расизмом; насилие, включая членовредительство; и ненормативную лексику».
2 августа комитет проголосовал за возвращение «Мастерового» и четырех других книг в школьную библиотеку. Школьный совет должен подписать решение, но до сих пор совет подписал все рекомендации комитета. (Еще одна книга была удалена навсегда, а другая была возвращена в процесс рецензирования.) «Я рада, что комитет счел текст подходящим, и надеюсь, что правление согласится вернуть его обратно на полки», — заявила JTA Эмили Майер, еврейка и бывшая преподавательницам в округе Бофорт, которая боролась с запретом на книги. Но она добавила: «Я не думаю, что это нужно было ставить под сомнение с самого начала, поскольку я не могу представить, чтобы многие школьники в последнее время брали «Мастерового» из библиотеки. Предоставление учащимся доступа к текстам, которые дают им разные точки зрения на исторические события, помогает нам убедиться, что история не повторится».
Один человек высказался конкретно в защиту «Мастерового» во время собрания школьного совета на этой неделе. «Я читала эту книгу в старшей школе. Это было не в школьной программе, а в библиотеке», — рассказала местная поэтесса Элизабет Робин, согласно протоколу, предоставленному JTA. (Повестка дня также включала новые процедуры для обеспечения безопасности, потому что заседания совета директоров стали шумными.) Робин предложил описание романа как тонко завуалированную критику сторонников запрета книг, которые в основном нацелены на книги о ЛГБТК и расовой справедливости. ««Мастеровой»— это не роман, который нужно запретить, а тот, который открывает учащимся окно в то, что происходит в авторитарных режимах, и что может случиться, когда козлов отпущения выбирают на основе предубеждений, а не доказательств», — заметила она. «Он показывает мрачные времена в истории, которые мы не должны повторить».
«Мастеровой» — не первая еврейская книга, которую изъяли из школы после протеста родителей, и не первый случай, когда такое изъятие было отменено. В прошлом году школьный округ в Техасе быстро отменил решение удалить иллюстрированную версию дневника Анны Франк после протестов общественности, в то время как округ в Миссури недавно проголосовал за сохранение в школах графических мемуаров о Холокосте Арта Шпигельмана «Маус», несмотря на опасения, что закон штата может подвергать педагогов уголовной ответственности за это. Но возврат происходит не всегда. То же самое иллюстрированное издание дневника Франк вместе с «Маусом», романом Джоди Пиколт о Холокосте и детской книгой о Пуриме с участием ЛГБТК-родителей, были навсегда изъяты из других округов, во всех случаях из-за опасений родителей или чиновников, что их содержание было неподходящим для детей.
«Мастеровой» имеет особое историческое значение в этой битве, поскольку роман также был в центре дела Верховного суда 1982 года о конституционности запретов на книги в школьных библиотеках. Это дело закончилось без явного прецедента со стороны суда. В романе описывается дело 1911 года киевского еврея Менделя Бейлиса, которого обвинили в убийстве мальчика-христианина и использовании его крови для приготовления мацы — классический пример «кровавого навета», антисемитского обвинения в том, что евреи убивают детей и используют их кровь для религиозных обрядов. Семья Бейлиса на протяжении многих лет подвергала Маламуда резкой критике за то, как он изобразил Менделя, даже утверждая, что автор списал его дневники. Тем не менее внук Джей Бейлис, который долгое время выступал против книги, заявил JTA: «Я не собираюсь праздновать запрет книги».
Сам Маламуд, получивший Пулитцеровскую премию за «Мастерового» в 1967 году, прокомментировал запрет книг в преддверии дела Верховного суда 1982 года. «Я бы хотел, чтобы члены школьного совета и другие, кто хочет запретить книги, попытались понять их, прежде чем сметать их с полок библиотек», — заявил он в 1976 году, за десять лет до своей смерти. «Если они прочтут «Мастерового», они могут потребовать, чтобы книгу прочитало больше учащихся».