Шаранский: закон о еврейском государстве «вобьет клин» между Израилем и диаспорой
Уходящий в отставку председатель Еврейского агентства Натан Щаранский 11 июля раскритиковал спорную статью в так называемом законопроекте о еврейском государстве, который рассматривается как открытие двери для создания населенных пунктов, где смогут жить лишь те, кто придерживается определенного религиозного или культурного образа жизни.
В письме к депутату Кнессета от Ликуда Амиру Охане, возглавляющему специальный комитет, которому поручено завершить разработку закона, Шаранский сказал, что, хотя он в общем согласен с целями предлагаемого закона, его детали расширят пропасть между евреями США, большинство из которых являются неортодоксальными – и Израилем. «Государство Израиль является национальным домом для всего еврейского народа, и мне ясно, что между какой-либо партией или сионистским движением нет спора об этом», – писал он. «Хотя закон о национальном государстве изначально был направлен на укрепление этого принципа, последние поправки к нему вызывают большую озабоченность, поскольку они вбивают клин между евреями в Израиле и в диаспоре».
Статья 7B закона, продвигаемого «Ликудом», который правительство надеется утвердить к концу месяца, позволит государству «разрешить населенному пункту, состоящему из людей, имеющих одну и ту же веру и национальность, сохранить однородный характер этого сообщества». Эта часть текста рассматривается как позволяющая населенным пунктам изгонять арабских граждан или даже другие еврейские группы и подвергается критике в Израиле. «Прискорбно, что изменения в тексте законопроекта дополняют противоречия, которые в последние годы окружают проблему вокруг вопроса – какое место должно отводиться различным течениям иудаизма в общественной сфере», – сказал уходящий председатель Еврейского агентства. Щаранский призвал членов комитета внести поправки в закон, чтобы «предотвратить еще один раскол» между еврейством США и Израилем.
Он также отметил, что предлагаемый закон, включая его «отмену особого статуса арабского языка», будет служить тем, кто поддерживает бойкот Израиля. Хотя правительство работает над тем, чтобы победить бойкот, он предупредил, что в то же время оно будет предоставлять аргументы движению BDS («Бойкот, отчуждение и санкции»). «Недавно Кнессет принял ряд законов, чья заявленная цель состояла в том, чтобы усилить борьбу с бойкотом Израиля, но они были разработаны и приняты без мнения тех, кто фактически борется с бойкотом как ежедневным актом в диаспоре», – написал он.
Он закончил свою речь призывом к Кнессету проконсультироваться с представителями еврейской диаспоры, прежде чем формулировать окончательный вариант закона. Политики, юрисконсульты и другие также предупреждают, что предлагаемая оговорка о составе общин в так называемом законопроекте о еврейском государстве носит дискриминационный характер и может бросить тень на Израиль на международной арене. Согласно появившемуся 10 июля сообщению новостей телеканала Hadashot, депутаты Кнессета от «Ликуда» рассматривают возможность изменения текста статьи на предложение, которое вместо этого ссылается на международную поддержку еврейского поселения на земле «под его контролем».
Ранее 10 июля президент Реувен Ривлин поднял тревогу по поводу законопроекта, заявив, что закон в его нынешнем виде «может нанести вред еврейскому народу во всем мире и в Израиле, и может даже использоваться в качестве оружия нашими врагами». «Хотим ли мы поддержать дискриминацию и исключение мужчин и женщин по их этническому происхождению?», – писал он в своем письме депутатам, которое он также направил премьер-министру Беньямину Нетаньяху, энергичному стороннику законопроекта. Он сказал, что законопроект может позволить создать города, которые, например, исключают из числа своих жителей евреев ближневосточного происхождения, ультраортодоксальных евреев или гомосексуалистов.
Юридический советник Кнессета Эяль Инон в тот же день опубликовал юридическое заключение, в котором подчеркнул, что он считает, что этот пункт может вызвать отмену закона Верховным судом, и поэтому «настоятельно призывает депутатов Кнессета не принимать закон с его включением». Генеральный прокурор Авихай Мандельблит также заявил, что он выступает против закона в его нынешнем виде, а его заместитель Раз Низри повторил тезис об озабоченности в ходе дискуссии в комитете утром 10 июля. Если этот закон будет принят, он станет одним из так называемых основных законов, которые, подобно Конституции, лежат в основе правовой системы Израиля и которые труднее отменить, чем обычные законы.
Иудаизм уже упоминается во всех законах страны, и религиозные власти контролируют многие аспекты жизни, включая брак. Но 11 существующих Основных законов касаются в основном государственных институтов, таких как Кнессет, суды и президентство, в то время как Основной закон о человеческом достоинстве и свободе определяет демократический характер Израиля. Законопроект был впервые выдвинут депутатом Кнессета от Ликуда Ави Дихтером в 2014 году, но столкнувшись с критикой со стороны как членов оппозиции, так и либерально настроенных членов его собственной партии, он вскоре был отложен.
С тех пор правые законодатели разработали ряд версий закона, но никто из них не проводил их через кнессет, чтобы стать законом. Последняя версия прошла первое чтение Кнессета в мае и 8 июля получила поддержку Нетаньяху, который объявил о своем намерении поддержать законопроект, чтобы сделать его законом до окончания текущей сессии Кнессета 22 июля. Нетаньяху сказал министрам, что хочет, чтобы законопроект прошел в его нынешнем виде, заявив, что он включает уступки, сделанные его партнерам по коалиции.
Кроме статьи об однородных общинах, закон также установил бы иврит как официальный язык Израиля. Арабский язык сменит положение официального языка на «особый статус», что обеспечит его носителям «право на доступные государственные услуги». Закон также объявляет Иерусалим столицей Израиля, четко определяет связь между еврейством диаспоры и государством и устанавливает еврейский календарь в качестве официального календаря государства, а также признает День Независимости, дни памяти и еврейские праздники как праздничные дни.