Сербия стремится восстановить отношения с США и Израилем при первом министре иностранных дел с еврейскими корнями Марко Джуриче
В период разгула антисемитизма во многих странах Европы, усугубленного войной в Газе, и без особой помпы, Сербия, балканское государство с почти семью миллионами человек населения и крошечным еврейским меньшинством, впервые назначила в мае человека с еврейскими корнями на пост министра иностранных дел, пишет журналист «The Jerusalem Post» Ронен Шнидман.
Сербия, как и Израиль, является страной, которая традиционно находилась на перекрестке империй. У нее богатая история, которая объединяет Восток и Запад в нечто уникальное. Ее политическая позиция как самой густонаселенной страны на Западных Балканах, имеет большое значение для общей стабильности региона — который стал свидетелем многочисленных интервенций под руководством Америки в 1990-х годах и видел поползновения Ирана с 1990-х годов. Не преувеличивая этот факт, можно сказать, что назначение Марко Джурича — ранее посла Сербии в Вашингтоне — на должность министра иностранных дел можно интерпретировать как сигнал более масштабного сдвига во внешней политике страны.
Дипломатическая перезагрузка в отношениях между США и Сербией
«За последнее десятилетие сербский президент Александар Вучич и наше правительство признали общую важность развития хороших отношений с США», — заявил Джурич в интервью «The Jerusalem Post» по электронной почте. «После десятилетий, в течение которых наши двусторонние отношения несколько игнорировались, президент Вучич первым осознал потенциал и использовал политический авторитет, который он приобрел в Сербии и на международной арене, чтобы инициировать процесс разрешения самых сложных вопросов, которые годами омрачали отношения между США и Сербией, что привело к расширению нашего сотрудничества во многих сегментах».
Несмотря на то, что правительство президента Вучича все еще находится в хороших отношениях с Россией, Китаем и Ираном, оно прилагает усилия для восстановления отношений с США. Возможно, неслучайно, что Джурич до мая был послом Сербии в Вашингтоне — опыт, который делает его осведомленным об отношениях между США и Сербией, начиная с 1881 года. Несколько важных моментов, на которые Джурич указал «Post», включали операцию «Halyard» во время Второй мировой войны, крупнейшее спасение американских летчиков в истории США, и приказ президента Вудро Вильсона о вывешивании сербского флага над Белым домом во время Первой мировой войны. В этом году отмечается 80-я годовщина спасения партизанами четников более 500 американских и союзных летчиков за линией фронта в рамках операции «Halyard» и оказания им помощи в возвращении домой. В 1918 году сербский флаг стал первым иностранным флагом, развевавшимся над Белым домом и всеми государственными учреждениями в Вашингтоне в знак солидарности с сербским народом из-за огромных потерь, которые они понесли, воюя на стороне союзников в Первой мировой войне.
«Крепкие отношения между Сербией и США способствуют укреплению международного имиджа и стабильности нашей страны», — заметил Джурич. «Политически и экономически сильная Сербия также означает стабильный регион Западных Балкан».
Перезагрузка в отношениях между Израилем и Сербией
Параллельно с этими усилиями по возрождению отношений между США и Сербией сербское правительство осуществляет перезагрузку в отношениях с Израилем, которые достигли минимума с признанием Израилем независимости Косово в 2020 году. Признание Израилем независимости Косово стало частью Вашингтонского соглашения между Косово и Сербией, заключенного администрацией Трампа. Это соглашение привело к созданию Косово первого посольства мусульманской страны в Иерусалиме, а также должно было привести к переносу Сербией своего посольства из Тель-Авива в столицу Израиля, чего так и не произошло. Однако в октябре прошлого года Сербия назначила посла в Тель-Авиве после того, как оставляла эту должность вакантной почти три года, символически продемонстрировав свою открытость к возобновлению диалога и сотрудничества с израильскими коллегами.
Говоря о том, что Сербия хотела бы получить от улучшения двусторонних связей с Израилем, министр подчеркнул возможность расширения экономического сотрудничества между двумя странами в таких областях, как технологии и инновации, сельское хозяйство и фармацевтическая промышленность. Сербия также стремится содействовать большему количеству поездок между Сербией и Израилем для поощрения туризма и контактов между людьми. На дипломатическом фронте Джурич ясно дал понять, что Сербия желает продолжить улучшение отношений с Израилем, несмотря на разногласия по статусу Косово. Однако она не теряет надежды, что Израиль поддержит усилия Сербии по защите прав сербского меньшинства в Косово. «На многосторонних форумах мы были бы признательны за поддержку Израиля в усилиях по защите прав сербского народа в нашей южной провинции Косово и Метохия, которые уже много лет находятся под постоянным сильным давлением со стороны режима в Приштине», — заявил Джурич «Post».
Также неслучайно, что улучшение отношений Сербии с Израилем происходит в то время, когда она стремится восстановить связи с США. «Сербия придерживается независимой внешней политики, ценя свои отношения с международными партнерами, включая как США, так и Израиль», — заявил Джурич. «Нет сомнений, что наши прочные связи с США положительно влияют на наше взаимодействие с Израилем, которое укоренено в долгой истории двустороннего сотрудничества и взаимного уважения. Как и США, мы рассматриваем Израиль как важного международного партнера и стремимся развивать позитивные отношения, основанные на взаимном уважении, общих интересах и общих корнях в иудео-христианской цивилизации».
Продажа оружия и пропаганда мира
На практическом уровне Сербия пошла гораздо дальше, чем просто символизм и дипломатические назначения. Согласно статье, опубликованной в «Balkan Insight», с 7 октября 2023 года как государственные, так и частные поставщики оружия отправляли партии оружия и боеприпасов в еврейское государство. Утверждения статьи основаны на финансовых отчетах сербских производителей и торговцев оружием и данных из открытых источников относительно грузовых рейсов из Сербии на израильские военные базы. Джурич отказался комментировать «Post» эти поставки оружия и того, представляют ли они официальную государственную политику. Вместо этого Джурич отметил, что Сербия желает мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта. «Сербия всегда будет призывать к прекращению насилия и прекращению человеческих страданий, а также поддерживать мирное, переговорное урегулирование, взаимно согласованное всеми вовлеченными сторонами», — заметил Джурич. «Это касается любой глобальной проблемы, включая израильско-палестинский конфликт».
Но когда его спросили о мнении сербского правительства и общества относительно войны в Газе, министр иностранных дел ясно дал понять, что сербское правительство и народ считают переговорное урегулирование конфликта предпочтительным решением. «Сербия всегда будет поддерживать мирные решения, национальный суверенитет и территориальную целостность и стремиться поддерживать дипломатические отношения как с Израилем, так и с Палестиной, поскольку мы хотим, чтобы обе страны объединились и положили конец насилию», — заявил министр иностранных дел.
Сербия как миротворец
Заявление министра может звучать так, будто Сербия пытается усидеть на двух стульях, когда дело касается израильско-палестинского конфликта. Однако оно отражает более широкие усилия по позиционированию Сербии как сторонника мира во всем мире, распространяющегося за пределы Ближнего Востока. В июле Джурич посетил ужин, устроенный госсекретарем США Энтони Блинкеном на саммите НАТО 2024 года в Вашингтоне.
Присутствие министра иностранных дел Сербии было несколько необычным и примечательным, поскольку Сербия не является членом НАТО, и на самом деле многие в Сербии хранят горькие воспоминания о бомбардировках Югославии НАТО во время войны в Косово в 1999 году. «Наше присутствие там… означало, что мы хотим говорить и быть услышанными, о нашей позиции как конструктивного международного игрока, о наших стратегиях и приоритетах, а также о нашем вкладе в региональный и глобальный мир, безопасность и стабильность посредством нашего участия в миротворческих миссиях ООН и ЕС по всему миру», — объяснил Джурич «Post».
По данным Министерства иностранных дел Сербии, в настоящее время Сербия участвует в четырех многонациональных операциях ЕС и в четырех миротворческих миссиях ООН.
Сербия как маяк толерантности
Кроме того, в отличие от картины междоусобного конфликта в охваченной войной Югославии 1990-х годов, которую демонстрировали западные СМИ, образ Сербии, пропагандируемый министром иностранных дел во время интервью, — это образ страны, у которой есть история толерантности по отношению к своим меньшинствам. «В целом, у моей страны есть долгая история мультикультурализма и многообразия, поскольку мы считаем наши меньшинства и этнические общины нашими национальными сокровищами», — заявил Джурич. «Кроме того, в нашем населении присутствуют все основные религиозные группы, и многие граждане имеют смешанное этническое и религиозное происхождение. Даже несколько министров в нашем новом правительстве являются представителями национальных меньшинств».
Джурич подчеркнул, что защита прав и свобод национальных меньшинств является одним из заявленных приоритетов правительства Вучича, о чем свидетельствуют различные законодательные инициативы. «Сербия всегда была многокультурной и многорелигиозной страной», — заявил Джурич. «Мы всегда стремились развивать национальную идентичность, культуру и язык всех национальных меньшинств, проживающих в Сербии».
Для Джурича его назначение является свидетельством толерантности сербского правительства и сербского общества. «В то время, когда антисемитизм, к сожалению, растет в некоторых частях Европы, я считаю, что мое назначение посылает дополнительный сигнал о том, что Сербия решительно выступает против антисемитизма. И ценит вклад всех ее граждан, независимо от их этнического происхождения», — заметил министр иностранных дел. «Отношения между евреями и сербами длятся десятилетиями, и мы исторически считали евреев нашими братьями и сестрами по страданиям. Мы разделяем с евреями, и особенно с израильтянами, острое понимание опасностей, которые несут радикальные идеологии и терроризм».
Реакция Белграда на теракт в посольстве Израиля
Теракт сербского исламиста в посольстве Израиля в Белграде в июле этого года вызвал резкую реакцию правительства Вучича. Власти объявили по всей стране красный уровень готовности — наивысший уровень готовности к терактам — и быстро арестовали нескольких человек, которые, как полагают, способствовали тому, что в конечном итоге было определено как атака одиночки. «Наша страна была и останется мирной, стабильной и процветающей, и межконфессиональная гармония продолжит украшать наше общество», — заявил тогда премьер-министр Сербии Милош Вучевич. В целом министр иностранных дел считает, что Сербия держит проблему терроризма под контролем. «Сербское правительство очень серьезно относится к угрозе терроризма и приняло жесткие меры по борьбе с ней», — рассказал Джурич. «Это включает в себя усиленные протоколы безопасности, обмен разведданными с международными партнерами и программы по работе с общественностью для предотвращения радикализации». Он добавил: «Мы стремимся обеспечить безопасность всех граждан, включая сербскую еврейскую общину, как от местных, так и от внешних угроз. В отличие от некоторых частей Западной Европы, сегодняшняя Сербия является дружелюбным и безопасным местом для туристов со всего мира, включая туристов из Израиля».
Изучая еврейский опыт и мудрость
Когда Джурича попросили описать влияние его еврейского наследия, унаследованного от его бабушки по материнской линии, он подчеркнул сходство между его этническим сербским и еврейским происхождением. «Как мое сербское, так и мое еврейское происхождение, несомненно, сформировали мои ценности, привив мне глубокое уважение к демократии, приверженность справедливости и сильное чувство общности и солидарности в защите национального суверенитета и национальной безопасности», — заявил Джурич «Post». «Мой личный опыт, включая опыт родственников, пострадавших от конфликта, и исторические связи моей семьи с Израилем, укрепляют мою преданность правам человека и международной дипломатии».
Джурич, по сути, провел несколько лет в Израиле, будучи ребенком, в начале 1990-х годов, и считает этот опыт формирующим. «Время, проведенное мной в Израиле в детстве, всегда будет занимать особое место в моем сердце», — заметил Джурич. «Дух первопроходцев молодой нации, раздираемой столетиями лишений, был вдохновением и путеводной звездой в годы моего взросления. Я всегда восхищался выносливостью евреев, их преданностью сохранению своей идентичности и языка, а также духом любви и общностью людей, объединенных уникальной культурой, историей и невероятными страданиями в результате многовековых преследований».
Джурич процитировал на иврите то, что он называет старой еврейской пословицей, которая переводится на английский как: «Ты ограничен только теми стенами, которые сам возводишь». Он объяснил: «Смысл в том, что мир — ваша цель, и что море возможностей, лежащих впереди, принадлежит вам и вы можете ими воспользоваться, в то время как только от вас зависит, упустите ли вы их или используете наилучшим образом для себя и окружающих».