Сенатор США Боб Менендес признан виновным по всем обвинениям в коррупции, включая взяточничество
Сенатор США Боб Менендес 16 июля был признан виновным по всем пунктам обвинения, предъявленным ему на суде по делу о коррупции, включая получение взяток золотом и наличными от трех бизнесменов из Нью-Джерси и действия в качестве иностранного агента египетского правительства, пишут журналисты «Associated Press» Ларри Ньюмейстер и Филипп Марсело.
Вердикт присяжных последовал за девятинедельным судебным разбирательством, в ходе которого прокуроры заявили, что сенатор – демократ злоупотребил полномочиями своего ведомства, чтобы защитить союзников от уголовных расследований и обогатить сообщников, включая свою жену, посредством действий, которые включали встречи с представителями египетской разведки и помощь этой стране в доступе к миллионам долларов военной помощи США.
Менендес не давал показаний на суде, но публично настаивал, что всего лишь выполнял свою работу в качестве председателя сенатского комитета по международным отношениям. Он заявил, что золотые слитки, найденные ФБР в его доме в Нью-Джерси, принадлежали его жене Надин Менендес. Ей тоже было предъявлено обвинение, но судебное разбирательство по ее делу было отложено, чтобы она могла восстановиться после операции по поводу рака груди. Она не признала себя виновной.
Приговор, вынесенный в здании федерального суда на Манхэттене, выносится за четыре месяца до дня выборов и потенциально сводит на нет шансы Менендеса провести кампанию по переизбранию в качестве независимого кандидата.
Судебный процесс стал вторым случаем, когда демократ из Нью-Джерси столкнулся с обвинениями в коррупции. Более раннее судебное преследование по несвязанным обвинениям в 2017 году закончилось тем, что присяжные зашли в тупик. Его сообвиняемые, два бизнесмена из Нью-Джерси, также были признаны виновными по предъявленным им обвинениям. Все трое не признали себя виновными. Еще один бизнесмен признал себя виновным до суда и дал показания против Менендеса и других обвиняемых. Решение присяжных является кульминацией длительного расследования, которое включало в себя рейд ФБР в июне 2022 года в дом пары в Энглвуд-Клиффс, богатом поселке, который отделяет от Нью-Йорка река Гудзон. В доме агенты ФБР обнаружили золотые слитки стоимостью около 150000 долларов и наличные, в основном пачками по 100 долларов, на общую сумму более 480000 долларов. В гараже стоял кабриолет «Мерседес-Бенц».
Руководитель группы агентов показал, что он приказал конфисковать ценности, поскольку подозревал, что они могут быть доходом от преступления. По его словам, в ботинках, коробках из-под обуви и куртках, принадлежавших сенатору, были обнаружены пачки денег. На суде прокуроры утверждали, что золотые слитки, деньги и автомобиль были взятками. Адвокаты защиты оспаривали это, утверждая, что золото принадлежало его жене. И она держала его в неведении о финансовых проблемах, настолько серьезных, что она чуть не потеряла право выкупа дома. Они заявили, что деньги хранили так из-за того, что сенатор обычно копил деньги дома после того, как услышал, как его родители сбежали с Кубы в 1951 году, имея при себе только наличные, которые они спрятали в напольных часах. Однако более шокирующими, чем деньги или золото, были утверждения о том, что Менендес заработал часть этих денег, используя свое влиятельное место в Комитете Сената по международным отношениям для принятия мер, принесших пользу Египту, важному союзнику США, который также часто подвергается американской критике из-за предполагаемых нарушений прав человека.
Прокуроры заявили, что Надин Менендес выступала в качестве посредника для своего влиятельного мужа, обмениваясь текстовыми сообщениями с египетским генералом и помогая организовать визит главы египетской разведывательной службы в Вашингтон. Одному генералу она написала: «В любое время, когда вам что-нибудь понадобится, у вас есть мой номер. И мы все сделаем». Сенатор Менендес, по словам прокуроров, предпринял действия, чтобы снискать расположение египетских чиновников, в том числе предоставил им информацию о сотрудниках посольства США в Каире и написал письмо коллегам – сенаторам, призывая их отменить приостановку военной помощи Египту в размере 300 миллионов долларов. Сенатор также посоветовал жене сообщить своим египетским знакомым, что он планирует выделить 99 миллионов долларов на закупку боеприпасов для танков.
Обвинения, первоначально объявленные в сентябре прошлого года, со временем расширились и в конечном итоге включали взяточничество, вымогательство, мошенничество, препятствование осуществлению правосудия, заговор и, что касается Менендеса, деятельность в качестве иностранного агента Египта. Менендес предстал перед судом в середине мая вместе с двумя бизнесменами из Нью-Джерси, обвиненными в даче взяток: Ваэлем Ханой и Фредом Дайбесом. Третий бизнесмен, Хосе Урибе, до суда признал себя виновным и дал показания против остальных. Адвокаты Дайбеса и Ханы заявили, что они невиновны.
Прокуроры заявили, что серийные номера на золотых слитках и отпечатки пальцев на ленте, скрепляющей пачки денег, принадлежат Хане и Дайбесу. По их словам, некоторые отпечатки пальцев на пленке принадлежали Менендесу. По словам прокуроров, в обмен на взятки Менендес предпринял многочисленные действия в пользу бизнесменов. В их число входила защита решения Египта предоставить Хане прибыльную монополию на сертификацию мяса, отправляемого в Египет, на предмет его соответствия мусульманским диетическим требованиям. Менендес попросил представителя американского Министерства сельского хозяйства отказаться от своего несогласия с монопольной сделкой, которую оно подвергало сомнению из-за опасений, что она приведет к росту цен.
Урибе показал на суде, что он заплатил Надин Менендес купив кабриолет «Mercedes-Benz» в обмен на помощь сенатора, заверившего, что его страховой бизнес не пострадает от уголовных расследований в Нью-Джерси в отношении автотранспортной компании, принадлежащей его другу. Прокуроры также заявили, что сенатор Менендес пытался вмешаться в федеральное уголовное преследование Дайбеса, политически влиятельного застройщика, обвиняемого в банковском мошенничестве.
Прокурор США в Нью-Джерси Филип Селлинджер показал на суде, что Менендес допрашивал его о судебном преследовании Дайбеса и заявил, что, по его мнению, с ним «обошлись несправедливо». Прокуроры также представили доказательства того, что Менендес предпринял действия, выгодные правительству Катара, чтобы помочь Дайбесу заключить многомиллионную сделку с катарским инвестиционным фондом.
Политическая карьера Менендеса началась в 1974 году, когда, всего через два года после окончания средней школы, он был избран в совет по образованию в Юнион-Сити, штат Нью-Джерси. Позже он работал в законодательном собрании штата, затем был избран в Палату представителей США в 1992 году. Он стал сенатором США в 2006 году. У Менендеса есть сомнительная слава единственного сенатора США, которому дважды были предъявлены обвинения. В 2015 году его обвинили в том, что он позволил богатому глазному врачу из Флориды купить свое влияние посредством роскошного отпуска и пожертвований на избирательную кампанию. После того как в 2017 году присяжные не смогли вынести единогласный вердикт, федеральные прокуроры Нью-Джерси предпочли закрыть дело, чем снова передавать его в суд. Избиратели восприняли такое судебное разбирательство как оправдание и вернули Менендеса в Сенат. После второго обвинения прошлым летом Менендес заявил, что его преследуют потому что некоторые люди «не могут смириться с тем, что латиноамериканец в первом поколении, начинающий в скромных кругах, может стать сенатором США».
Пока шел суд, он объявил, что будет баллотироваться в Сенат в качестве независимого кандидата.