Секретная синагога в Дубае молится за возрождение еврейской общины Персидского залива
На неприметной вилле, ничем не отличающейся от других домов, расположенной в престижном районе Дубая, прихожане молятся в первой полностью функционирующей синагоге на Аравийском полуострове за последние десятилетия. Хотя ее члены держат в секрете точное местоположение молитвенного дома, существование синагоги и молчаливое одобрение, которое она получила, представляют собой медленное возрождение процветающей еврейской общины в Персидском заливе, уничтоженной после создания Израиля.
Правители Объединенных Арабских Эмиратов стремятся поддержать общину, проводя межконфессиональные мероприятия и обещая построить огромный многоконфессиональный комплекс, включающий синагогу, что является частью их усилий по укреплению имиджа страны на Западе. Между тем связи между арабскими государствами Персидского залива и Израилем постепенно теплеют из-за их взаимной вражды с Ираном, хотя озабоченность по поводу будущего палестинцев остается клином, разделяющим их.
Тем не менее, даже несмотря на проблемы, лидеры дубайской общины говорят, что они представляют новое растущее еврейское присутствие, которое предлагает обнадеживающий взгляд на будущее «Мы постепенно нашли свое место в экосистеме ОАЭ», – сказал «The Associated Press» Росс Криэль, президент новой еврейской общины Эмиратов. «Это отражает наш оптимизм в отношении будущего ОАЭ как места, где мы можем общаться, вносить свой вклад и процветать». Процветающие еврейские общины в регионе когда-то простирались от районов Багдада и Тегерана до островного государства Бахрейн и от восточного побережья Омана, где находится предполагаемая могила Пророка Иова, до южных берегов Йемена. Но Война за независимость Израиля в 1948 году привела к тому, что как арабские правители, так и общество этих стран обратились против своих еврейских соседей.
Исламская революция в Иране в 1979 году также привела к тому, что шах Мохаммад Реза Пехлеви, признававший Израиль, был свергнут шиитской теократией, которая рассматривает государство Израиль как врага, а десятки тысяч евреев спаслись бегством. Сегодня в Иране по-прежнему живет небольшая еврейская община. Их синагоги и другие объекты в основном являются разрозненными реликвиями прошлого. Но ОАЭ, федерация семи шейхств, была основана только в 1971 году и не имела значительной истории отношений с евреями. Хотя чиновники ОАЭ по-прежнему официально не признают Израиль, они разрешили посетить страну израильским чиновникам, а национальный гимн Израиля прозвучал после того, как спортсмен из этой страны выиграл золотую медаль на турнире по дзюдо в Абу-Даби. В следующем году Израиль примет участие в «Expo 2020», всемирной выставке, проводимой в Дубае.
Еврейская жизнь в Эмиратах теперь вращается вокруг виллы в Дубае, где эклектичная группа посетителей собирается для еженедельных молитв, кошерных трапез и праздничных торжеств. Гостиная дома служит главным молитвенным залом, где читают свиток Торы и молятся. Жилые помещения наверху предназначены для соблюдающих посетителей, которые не путешествуют в шаббат. В синагоге проводятся церемонии бар-мицвы и обрезания новорожденных мальчиков. Соседи не жалуются на ее присутствие, даже после того, как во время недавнего празднования еврейского Нового года, гости неистово трубили в шофар. Богослужения проводятся согласно ортодоксальной традиции, с отдельными местами для мужчин и женщин, но новаторская община приветствует всех.
На прошлой неделе община построила временный шалаш на заднем дворе, под названием сукка, в честь недельного еврейского праздника Суккот, или праздника кущей. Этот праздник отмечается в память о странствиях евреев по пустыне после освобождения от египетского рабства, символизм, не потерянный среди членов еврейской общины в ее новом арабском доме. Тем не менее, община соблюдает осторожность, и многие просят не указывать их имен.
Сам Криэль высоко оценил атмосферу ОАЭ и сказал, что чувствует себя в безопасности в Дубае, но все еще воздерживается от ношения кипы на улице. «Хотя наша община очень уникальна в еврейском мире, мы не хотели, чтобы наше присутствие здесь стало сенсацией», – сказал он. «Наше видение будущего — ситуация в ОАЭ, когда еврейская община не просто считается нормальной частью жизни, но Эмираты считаются местом, где евреи процветают».
Правительство Эмиратов в этом году отметило то, что оно называет «Годом толерантности», который включал визит Папы Франциска, межконфессиональную конференцию с участием американских раввинов и христианских евангелистов и создание Министерства толерантности. В рамках этих усилий было объявлено о планах строительства «Дома семьи Авраама» в Абу-Даби, в котором разместятся мечеть, церковь и синагога. Приспособленный к стране, которая может похвастаться самым высоким зданием в мире, крупными торговыми центрами и самым загруженным международным аэропортом в мире, он позиционируется как самый дорогой еврейский молитвенный дом из когда-либо построенных, стоимость которого оценивается в сотни миллионов долларов.
«Будь то секта или религия, нетерпимость оказывается основным источником конфликта и экстремизма», – заявил Омар Гобаш, помощник министра эмирата по культурной и общественной дипломатии. «ОАЭ находится на переднем крае борьбы с этими силами, создавая разнообразное, современное, прогрессивное и стабильное общество, которое способствует интеграции. Мы рассматриваем это как возможность, и как ответственность». Однако движение ОАЭ к толерантности не распространяется на декриминализацию общественного протеста, разрешение политических партий или прекращение длительных репрессий против исламистов, которых наследственные правители страны считают угрозой. Эмираты долгое время полагались на Запад, особенно на США, как оплот против Ирана.
Усилия по религиозной толерантности дают возможность дипломатам ОАЭ демонстрировать определенные успехи в Вашингтоне, поскольку Пентагон держит здесь 5000 американских военнослужащих, и полагается на порт Джебель-Али в Дубае. Несмотря на это, Иегуда Сарна, недавно назначенный главным раввином еврейской общины ОАЭ, говорит, что страна действительно стала «глобальным центром и местом встречи между религиями». «Нас приглашают на эту встречу», – сказал он. «Будем ли мы останавливаться на прошлом или смотреть в будущее? Я чувствую, что эта история еще не написана, и мы собираемся написать ее, живя в ней».