Новости

Редкий рисунок меноры времен Второго храма из места, связанного с Маккавеями

8 декабря 2020, 19:00 Археология
Поделиться

Прямо перед Ханукой забытый 2000-летний рисунок углем, на котором изображена храмовая менора, вновь привлек внимание ученых, сообщает «The Times of Israel».

Впервые обнаруженный 40 лет назад во время археологических раскопок в Михмасе, оплоте Хасмонеев во время восстания Маккавеев, этот рисунок не был опубликован учеными, а документы о нем пылились на полках архивов. Вновь обнаруженный недавно, он включен в новый анализ всех доступных археологических данных из Михмаса, и некоторые исследователи убеждены, что древний город когда-то был неуловимым сельскохозяйственным поселением коэнов.

Михмас, сегодня арабская деревня Кфар-Мухмас, примерно в 3 км (1,8 мили) от современного еврейского поселения Маале-Михмас и в 9 км (5,5 мили) от Иерусалима, упоминается в Первой книге Маккавейской как база еврейского лидера и будущего первосвященника Йонатана. Он также упоминается в трактате «Менахот» Мишны как поставщик манной крупы для Храма. В новом исследовании, опубликованном в журнале «In the Highland’s Depth», приводятся дополнительные доказательства, подтверждающие гипотезу о том, что древний Михмас был сельскохозяйственным поселением, населенным в основном коэнами (священниками).

Основной автор исследования, доктор Двир Равив, 8 декабря заявил «The Times of Israel», что в целом «у нас очень мало свидетельств о поселениях коэнов». По его словам, рисунок, на который наткнулся Равив, является шагом к исправлению этого недостатка.

Древний Михмас наиболее известен из 1 книги Маккавейской, где говорится, что Йонатан, бывший правителем Иудеи в 161-143 годах, «жил в Михмасе». «Выбор Йонатаном города в качестве базы для консолидации своего контроля над Иудеей, возможно, был связан с расположением Михмаса в районе густонаселенном евреями, которые поддерживали Хасмонеев в годы восстания», – заявил Равив. Но что, если жители Михмаса были не «просто» евреями, а коэнами?

В рамках нового исследования Равив впервые опубликовал сделанный углем редкий рисунок меноры, символа коэнов в период Второго Храма – который был обнаружен в погребальной пещере в 1980-х годах и забыт. В целом, исследование региона, который раньше населяло колено Вениамина, проведенное Управлением археологии в Иудее и Самарии в 1980-х годах, обнаружило четыре группы гробниц, окружающих современную арабскую деревню Мухмас на Западном берегу, с примерно 70 погребальными пещерами. Согласно отчету 1980-х годов, размер изображения меноры составлял примерно 50 сантиметров (20 дюймов) в ширину и 30 сантиметров (12 дюймов) в высоту с плоским основанием примерно в 10 сантиметров (4 дюйма). У нее было семь ветвей, шесть из которых выходили из основания.

Равив пишет, что менора, нарисованная головешкой, была увенчана интригующей, но неясной буквой из алфавита библейского иврита, которая была нацарапана на стене пещеры. Буква довольно большая, 40 сантиметров (15,5 дюймов) в высоту и 20 сантиметров (почти 8 дюймов) в ширину, и может быть доказательством наличия связи с коэнами. Сама погребальная пещера, как отмечает исследователь, возможно уже исчезла. Равиву, несмотря на тщательные поиски, не удалось ее найти.

Эта недавно открытая менора и таинственная буква может быть сопоставлена с другой находкой 1980-х годов в пещере-убежище в соседнем районе Эль-Алилият. Там археологи обнаружили микву, цистерну и два рисунка меноры, один из которых увенчан надписью на арамейском/иврите. Надпись, найденная во второй системе пещер, тоже может указывать на ее связь с коэнами, – заявил Равив. Содержащееся в надписи слово «мишмар» может обозначать либо военный отряд, либо группу коэнов, служивших в Храме. «Обнаружение изображения меноры с семью ветвями в пещерах Эль-Алилият и в Кафр-Мухмасе подтверждает идею о том, что использование изображения меноры в период Второго Храма до восстания Бар-Кохбы было связано с Храмом и поселениями коэнов. И обсуждаемые здесь археологические находки в Михмасе, и ссылки на поселение в литературных источниках указывают на связь деревни с Храмом», – пишет он.

Все три рисунка михмасской меноры, вероятно, датируются примерно 136-70 гг. до н.э. и могу быть добавлены к горстке других изображений меноры с семью ветвями периода Второго Храма. Они включают изображение с Арки Тита в Риме и Магдальского камня, расположенного недалеко от Тверии. В Иерусалиме места с изображениями меноры включают погребальную камеру под названием Гробница Ясона и куски гипса, обнаруженные в еврейском квартале. Менора также появляется на монетах, отчеканенных Маттатией Антигоном, умершим в 37 г. до н. э.

«Из-за сложности датировки рисунка с изображением меноры из Михмаса и недостатка явных упоминаний коэнов в Михмасе в период Второго Храма, возможно, что они достигли этого места только после разрушения Храма и жили там в период между восстаниями», – заявил Равив в пресс-релизе. Позже символ меноры был принят в погребальном искусстве для обозначения воскресения, особенно в византийскую эпоху. Но до восстания Бар-Кохбы в 132 г. н.э. он в основном использовался для обозначения коэнов.

Согласно источникам, включая «Мишну», есть еще два места, которые могли быть деревнями коэнов, пишет Равив. Бейт-Хакерем (сегодняшний Эйн-Керем), откуда поставляли камни для алтаря, и Бейт-Рима, где, возможно, производили вино для возлияния. Равив отметил, что, хотя есть более поздние археологические свидетельства, в том числе надпись, обнаруженная во время раскопок в Кесарии в 1962 году, в которой перечислены деревни, которые были населены коэнами после падения Второго Храма, более ранние свидетельства недоступны. Однако, если, используя текстовые источники и археологические свидетельства, исследователи смогут подтвердить, что Михмас был поселением коэнов, «тогда мы также можем говорить о других местах, таких как Бейт-Хакерем и Бейт-Рима». «Может, Текоа – еще одна такая деревня», – размышляет он. «Идентификация Михмаса – ключевой момент в определении карты поселений коэнов», – заключил Равив.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции