Реальный комендант Аушвица и песня Сопротивления на идиш в фильме «Зона интересов»
«Зона интересов» не похожа на другие фильмы о Холокосте, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Фильм, снятый британским режиссером – евреем Джонатаном Глейзером, поначалу рассказывает о типичной немецкой семье 1940-х годов и их идиллическом образе жизни в милом коттедже возле реки. Отец (Кристиан Фридель), мать (Сандра Хюллер) и их пятеро детей устраивают вечеринки, купаются, ухаживают за садом и читают сказки на ночь. Лишь постепенно в фильме раскрывается, что, казалось бы, идиллический дом этой семьи расположен в непосредственной близости от лагеря смерти Аушвиц, и что глава семьи никто иной, как Рудольф Хёсс, реальный комендант этого лагеря, который непосредственно руководил систематическим убийством более миллиона евреев, а возможно, и многих других. Зрители никогда не увидят этих убийств, но они услышат ужасные свидетельства массовых убийств: крики, выстрелы и работу механизмов газовых камер.
«Зона интересов», получившая Гран-при Каннского кинофестиваля в 2023 году, никогда не показывает внутреннюю часть работы лагеря. Тем не менее оно по-прежнему прочно укоренилось в исторических реалиях Холокоста и в мельчайших деталях того, как Хёссы комфортно жили рядом с ним, игнорируя массовые страдания, которые организовал их отец. Глейзер и его команда провели годы исследований перед съемками, пытаясь уловить тональность момента, в результате чего фильм возможно, представляет собой чистейшую кинематографическую квинтэссенцию знаменитого высказывания немецкого философа – еврейки Ханны Арендт о «банальности зла». «Я хотел разрушить представление о них как об аномалиях, как о чем-то почти сверхъестественном», — рассказал Глейзер, который также писал сценарий, «New York Times» о своем изображении Хёссов. «Я хотел показать, что это были преступления, совершенные мистером и миссис Смит в доме № 26». Вот что вам нужно знать о новом фильме, который собрал ряд наград и вошел в шорт-лист премии «Оскар» за лучший зарубежный полнометражный фильм, поскольку в этом месяце он выйдет ограниченным тиражом.
На чем основана «Зона интересов»? Глейзер, чьи предыдущие фильмы включают «Побудь в моей шкуре», «Сексуальная тварь» и «Рождение», написал свой сценарий основываясь на одноименном романе покойного британского писателя Мартина Эмиса 2014 года. Но фильм значительно отличается от романа и имеет большую основу из исторических фактов. В то время как роман Эмиса развивает несколько сюжетных линий, включая любовный треугольник, действие которого происходит в Аушвице и вокруг него, сценарий Глейзера убрал все, кроме семьи Хёсс в центре. Он также снял свой фильм о настоящей семье Хёсс, тогда как Эмис (который умер во время премьеры фильма в Каннах) создал их вымышленные образы.
Глейзер пошел еще дальше, наняв исследователей из музея Аушвицв-Биркенау в Польше, чтобы изучить детали образа жизни семьи Хёсс. (Фильм был снят недалеко от музея, в бывшем полуразрушенном доме, который съемочная группа превратила в точную копию настоящего дома Хёсса.) Он также рассказал «The Times», что его вдохновили такие источники, как книга Тимоти Снайдера «Черная земля: Холокост как история и предупреждение» и труды Джиллиан Роуз.
Кем был Рудольф Хёсс? Рудольф Хёсс был комендантом Аушвица-Биркенау, курировавшим операции по массовым убийствам, и находился там с 1940 года почти до конца войны. До Аушвица Хёсс — католик, ветеран Первой мировой войны, ставший убежденным нацистом с самого начала прихода Гитлера к власти — был отправлен в лагеря Дахау и Заксенхаузен, где научился премудростям массовых убийств. Согласно отчету СС, в высших кругах нацистов Хёсса считали «настоящим первопроходцем» за его новаторские идеи в сфере массовых убийств в лагере, который при нем стал самым смертоносным местом войны. После того как в 1941 году начало реализовываться «Окончательное решение», Хёсс установил в Аушвице газовые камеры и печи, способные убивать тысячи людей каждый час и избавляться от их тел; с тех пор лагерь превратился в жестокую и эффективную систему смерти. Он также был тем, кто начал использовать ядовитый газ «Циклон Б», произведя впечатление на Адольфа Эйхмана. Как показано в фильме, Хесс был ненадолго переведен на административный пост в нацистской партии в 1943 году. Этот шаг, по свидетельству семейного садовника, разозлил жену Рудольфа Хедвиг (Сандра Хюллер), потому что она считала, что в Аушвице у семьи было все необходимое. (Глейзер рассказал, что его потребность понять этот спор между ними была движущей силой при создании фильма.) Однако в следующем году его перевели в лагерь, чтобы он руководил массовым уничтожением венгерских евреев в ходе операции, названной в его честь.
После войны он скрывался, но был выслежен Гансом Александром, немецким евреем и охотником за нацистами, и предстал перед судом в Польше в 1947 году, где был приговорен к смертной казни. JTA тогда освещало процесс над ним. Хёсс признал свою роль в геноциде в письменном заявлении, в котором он холодно описывает «улучшения», которые его команда в Аушвице предприняла по сравнению с аналогичными усилиями по истреблению в Треблинке, используя ту же бесстрастную, отстраненную интонацию, с которой говорит Хёсс в фильме. Хёсс был повешен в Аушвице в возрасте 45 лет на виселице, которую он сам приказал построить в лагере.
Что мы знаем о семье Хёсса? Основная часть «Зоны интереса» сосредоточена не на массовом истреблении, а, скорее, на особенностях семейной жизни Хёсса. Как и в фильме, настоящая семья Хёсса жила в безупречно ухоженном двухэтажном доме, граничащем с Аушвицем: из окна верхнего этажа они могли видеть блоки для заключенных и крематории. Рудольф и Хедвиг считали себя поселенцами, воплощающими нацистский идеал по возвращению сельской территории расе господ. Пока Рудольф каждое утро ходил на работу в лагеря, Хедвиг занималась общественной жизнью и с гордостью приняла прозвище «Королева Аушвица». Историк Томас Хардинг писал о том, как они наполняли свои шкафы одеждой и драгоценностями, конфискованными у уничтоженных евреев, и с помощью большого обслуживающего персонала, в том числе некоторых узников Аушвица, содержали сад, часто развлекали гостей, и плавали на каноэ по близлежащей реке Сола со своими детьми. (В одной из сцен фильма Рудольф торопит своих детей уйти от реки, когда понимает, что она полна человеческого пепла из лагеря.)
После того как Рудольф был пойман и повешен после войны, его семья получила свободу передвижения, но немецкое общество избегало их. Одна из его дочерей, Бриджит, позже переехала в США, где она десятилетиями работала в магазине модной одежды в Вашингтоне, округ Колумбия, принадлежащем евреям, бежавшим от нацистов после «Хрустальной ночи», и ее мать часто приезжала к ней в гости. В 2013 году, в возрасте 80 лет, Бриджит заметила Хардингу, что почти не думала о своем детстве в Аушвице, но вспоминает своего отца как «самого милого человека в мире», и заявила, что считает, что его признание было получено под давлением британцев, и сомневается в сообщениях о количестве погибших в лагере.
Какая песня на идиш звучит в фильме? В конце фильма неназванный персонаж — вероятно, партизан — садится за пианино и играет песню с необычной мелодией. Это песня «Солнечные лучи», малоизвестная песня сопротивления, написанная в Аушвице польским евреем Йозефом Вульфом. Хотя песня не поется вслух, текст песни появляется на экране во время проигрывания жалобной мелодии, и ее исполняет сам Вульф (запись конца 1960-х). Вульф писал: Солнечные лучи, сияющие и теплые Человеческие тела, молодые и старые И сердца тех, кто здесь заточен, Еще не остыли. По данным «Forward», исследовательская группа Глейзера обратилась к музыковедам Мемориального музея Холокоста США в поисках малоизвестной музыки на идиш, написанной в Аушвице. Сам Вульф пережил лагерь и марш смерти в 1945 году, поселился в Германии в 1950-х годах и стал историком, который пытался заставить немецкое общество осудить преступления нацистского режима. Он также стал корреспондентом JTA в Западном Берлине. Вульф всю свою жизнь пытался превратить место Ванзейской конференции, где нацисты официально утвердили «Окончательное решение», в мемориал Холокоста, который он бы возглавил. Но это произошло не при его жизни. В 1974 году он выбросился из окна своей берлинской квартиры. В записке сыну Вульф сокрушался: «Я опубликовал 18 книг о Третьем рейхе, и они не возымели никакого эффекта… Массовые убийцы ходят на свободе, живут в своих домиках и выращивают цветы».