Реальная история фильма «Одна жизнь» с Энтони Хопкинсом в главной роли Николаса Уинтона, который спас еврейских детей от нацистов
В выпуске британского телешоу «Такова жизнь!» 1988 года биржевого брокера Николаса Уинтона пригласили посидеть в зале, а затем ведущая Эстер Ранцен рассказала ему, что все остальные зрители были еврейскими детьми — теперь уже взрослыми — которых он спас во время Холокоста, пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.
Этот трогательный видеоклип периодически становится вирусным в социальных сетях, но теперь история Уинтона выходит на большие экраны — в драматическом фильме «Одна жизнь», где его играет двукратный обладатель премии «Оскар» актер Энтони Хопкинс. Хопкинс был выбран на роль дочерью Уинтона, которая умерла во время съемок, через семь лет после своего отца. Фильм уже вызвал критику — и быструю доработку — из-за рекламных материалов, в которых не упоминалась еврейская идентичность детей. Полная история о сюжете фильма еще более сложна, она связана с Гислен Максвелл, золотым кольцом, Талмудом и, конечно же, трагической сагой европейского еврейства.
Роль Уинтона в этой саге вряд ли была предопределена. Уинтон (первоначально Вертхайм), родившийся в 1909 году в Лондоне в семье немецких евреев, был крещен в англиканской церкви и, став взрослым, никогда не исповедовал никакой религии. В 29 лет он был биржевым маклером и планировал покататься на лыжах в Швейцарии с друзьями, когда позвонил его партнер по путешествию, школьный учитель Мартин Блейк, и сказал, что поездка отменяется — вместо этого он направляется в Прагу. «У меня очень интересное задание, и мне нужна ваша помощь», – вспоминал Уинтон слова Блейка. «Приезжайте, как только сможете. И не берите с собой лыжи».
Блейк работал с Британским комитетом по делам беженцев из Чехословакии, организацией, созданной для спасения евреев и других групп меньшинств, ставших мишенями нацистов в недавно аннексированной Судетской области. Но именно обращение социальной работницы и активистки, чешской еврейки Мари Шмолки, в конечном счете привело Уинтона в проект, вдохновленный чешским «Киндертранспортом», организованный преподавателем британского университета Дорин Уорринер. Шмолка, которая редко упоминается в рассказах об усилиях Уинтона и не показана в фильме, посетила районы сосредоточения беженцев и собрала доказательства, чтобы заручиться общественной поддержкой, обращаясь к иностранным послам, базирующимся в Праге, и к еврейским организациям за рубежом, надеясь, что кто-нибудь примет их. Но Британия была готова принять только детей. В течение первых трех недель января 1939 года Уинтон работал в отеле в Праге, координируя и собирая заявления от родителей, ищущих жилье для своих детей за пределами Чехословакии. Он также сфотографировал детей, что, по его словам, позже было более убедительным для будущих семей, чем простой список имен.
Вернувшись в Великобританию, все еще работая на фондовой бирже, Уинтон, его помощники и его мать собирали средства, собирали или подделывали проездные документы детей, а также размещали объявления в газетах, чтобы найти им приемные семьи. 14 марта 1939 года, за день до вторжения нацистской Германии в чешские регионы Богемию и Моравию, первый из восьми поездов с 699 детьми, в основном еврейскими, направился в Великобританию. Девятый поезд должен был отправиться 3 сентября, но был остановлен — Германия вторглась в Польшу двумя днями ранее, официально начав войну, и границы были закрыты. Известно, что никто из примерно 250 детей, находившихся в том поезде, не выжил.
В начале войны он работал на Красный Крест водителем скорой помощи во Франции и в Англии во время «Лондонского блица» (название серии масштабных бомбардировок столицы Великобритании в 1940-1941), позже присоединился к Королевским военно-воздушным силам, готовившим пилотов, и документировал разрушения, которые он видел, своими фотографиями. В послевоенные годы он присоединился к Международной организации по делам беженцев, занимаясь возвращением изъятого нацистами имущества. Его работа с детьми оставалась неизвестной на протяжении десятилетий. Затем, в конце 1980-х, жена Уинтона Грете Йельструп обнаружила на чердаке альбом с именами и фотографиями детей, а также письма, написанные их родителями. «Я полагаю, есть довольно много вещей, о которых мужья не рассказывают своим женам», – заметил Уинтон Матею Миначу, который снял несколько фильмов о его истории. Йельструп передала альбом историку Холокоста Элизабет Максвелл, жене медиамагната Роберта Максвелла (также родителям Гислейн Максвелл, приговоренной к тюремному заключению за ее роль в преступном сообществе Джеффри Эпштейна), которая рассказала историю Уинтона о спасении сотен детей прессе и, в конечном счете программе «Это жизнь!», где он познакомился с некоторыми из спасенных им детей.
Уинтон получил прозвище «британский Шиндлер» в честь немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который спас около 1200 евреев во время Холокоста. Согласно книге «Одна жизнь», вышедшей в 2014 году и написанной его дочерью и биографом Барбарой Уинтон, которая вдохновила режиссера на создание фильма (Первоначально книга называлась «Если это возможно»), более 6000 детей и внуков пассажиров «Киндертранспорта» обязаны своими жизнями Николасу Уинтону. Некоторые из них появляются в качестве статистов в сцене о программе «Такова жизнь!». Дав разрешение на экранизацию своей книги, Барбара Уинтон обратилась к проекту с одной просьбой: чтобы роль ее отца сыграл Хопкинс. Барбара Уинтон предоставила создателям фильма доступ к письмам своего отца и другим архивным материалам. Она умерла в сентябре 2022 года, когда съемки «Одной жизни» еще продолжались.
«Одна жизнь» — это отсылка к перефразированной цитате из Мишны: «Спасая одну жизнь, спасаешь мир», которая была выгравирована на золотом кольце, подаренном Уинтону в 1988 году на конференции по Холокосту, организованной Элизабет Максвелл в Оксфорде некоторыми из спасенных им детей. Уинтон носил это кольцо всю оставшуюся жизнь. На эту цитату также ссылаются в фильме Стивена Спилберга 1993 года «Список Шиндлера» в сцене, где в конце войны евреи, спасенные Шиндлером, дарят ему золотое кольцо, сделанное из их зубных пломб, с почти идентичной надписью в качестве прощального подарка. На настоящем кольце, по словам создавшего его ювелира Юзефа Гросса, не было надписи.
Скандалы возникли в начале января, когда в рекламных материалах фильма в Соединенном Королевстве не упоминалось, что большинство спасенных детей были евреями. Вместо этого в некоторых маркетинговых материалах дети упоминались как «центральноевропейцы». После негативной реакции в социальных сетях IMDb, сайт «Warner Bros.» в Великобритании и британская сеть кинотеатров «Vue» внесли изменения в аннотации, написав «главным образом евреи». Национальная портретная галерея в Лондоне, которая выставляла серию портретов детей, спасенных Уинтоном, в качестве сопровождения к фильму, также изменила текст аннотации.
«Команда кураторов нашей галереи внесла это обновление на сайт, чтобы лучше отразить личности людей, которые путешествовали на «Киндертранспорте»», – написал пресс-секретарь Национальной портретной галереи в электронном письме JTA. «Изначально предполагалось, что это подразумевалось, учитывая характер онлайн – выставки, однако, после ответной реакции, мы сочли важным прояснить это».
В фильме есть и другой еврейский аспект — актриса еврейского происхождения Хелена Бонэм Картер играет мать Уинтона, Бабетт Вертхайм. «У меня в ДНК было заложено сыграть эту роль, потому что я происхожу от австрийских евреев», – заявила Бонэм Картер в интервью «Jewish News». «И вдобавок ко всему, мои бабушки и дедушки с обеих сторон помогли многим евреям получить визы, чтобы выбраться из нацистской Европы». Бонэм Картер назвала Уинтона героем и сказала, что самой важной частью фильма было понять «что заставляло этого человека, этого исключительного человека, такого скромного, совершать самые экстраординарные поступки».
Николас Уинтон умер в 2015 году в возрасте 106 лет. Несмотря на то, что его героизм во время войны десятилетиями оставался без признания, последние годы его жизни были наполнены почестями и наградами. Уинтон был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II в 2003 году за свои усилия во время войны, а в 2014 году он получил орден Белого Льва, высший орден Чешской Республики. В его честь даже была названа малая планета. Тем не менее он в течение многих лет настаивал на том, что его работа не была героической. «Мне никогда не угрожала никакая опасность», – заявил Уинтон британской газете в 2011 году. «Я взялся за большую задачу, но делал это, находясь в безопасности своего дома в Хэмпстеде.