Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с Рош а-Шана
Вечером 9 сентября (29 элула) иудеи всего мира начинают праздновать Рош а-Шана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю. В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:
«Дорогие друзья!
В преддверии Рош а-Шана хочу поздравить всех вас вместе и каждого в отдельности с наступающими праздниками, пожелать хорошего и сладкого Нового года, и чтобы ваши имена, имена тех, кто вам дорог, были занесены в Книгу жизни и удостоились доброй подписи.
У нашего народа Рош а-Шана не просто радостный праздник, но прежде всего день особой ответственности. Мы в очередной раз принимаем на себя Царство Б-жие и бремя заповедей, решаем для себя, как лучше служить Б-гу, исполнять Его волю, улучшать облик окружающего мира и судьбы наших ближних.
Наш Новый год отсчитывается от сотворения мира. Поэтому прежде всего мы задаем себе вопрос: зачем Б-г сотворил мир? И даем единственный возможный ответ: Он сотворил мир для человека. Именно поэтому первый день Рош а-Шана это годовщина сотворения человека. Именно человеку Б-г поручил дать имена всем остальным живым существам. Только человеку даровал Г-сподь свободу воли, которой нет даже у ангелов! Наконец, только человеку дана возможность улучшать этот мир: бесконечный Б-г сотворил ограниченный в размерах мир, чтобы дать ограниченному человеку возможность подняться до бесконечности, становясь помощником, партнером Г-спода! И, вспоминая в эти дни о сотворении мира и человека, мы не можем не думать о двух вещах: о нашей уникальности в этом мире и о нашей ответственности перед Б-гом за Его дары.
Баал-Шем-Тов говорил, что Б-г любит каждого человека, как пожилые родители любят своего единственного позднего ребенка. Для них этот ребенок абсолютно уникален, каждый шаг этого ребенка – целая история! Мы должны понимать, что для Г-спода каждое наше действие, даже самое, казалось бы, незначительное, исполнено особой важности. И это налагает на нас особую ответственность – ведь мы имеем возможность доставить Б-гу радость своими делами, хотя бы в малой мере отблагодарить Его за всё, что Он нам подарил и продолжает дарить. А когда Б-г радуется – Он дает нам еще больше сил и возможностей, чтобы творить добро, чтобы идти путем праведным, чтобы подниматься все выше.
Так дай Б-г, чтобы в наступающем году каждый из нас мог в полной мере реализовать свой потенциал и ощутить любовь Вс-вышнего!
Шана това у-метука – хорошего и сладкого Нового года!»
История праздника:
С Рош а-Шана начинается новый виток еврейского календаря и отмечается день зарождения Вселенной. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаяния (слихот). В это время, более чем когда-либо, опасаются причинить вред другому человеку и пытаются загладить вину перед тем, кого случайно или злонамеренно обидели. По традиции, накануне Рош а-Шана жертвуют деньги для бедных более чем обычно.
Одной из важнейших заповедей праздника является трубление в шофар. Заповедь сопровождается слушанием сочетаний трех видов звуков, извлеченных из шофара в определенной последовательности.
Рош а-Шана наступает с того момента, когда еврейские хозяйки зажигают праздничные свечи, сопровождая это особыми благословениями. После вечерней молитвы в каждом еврейском доме накрывают праздничный стол.
Сладкие халы и яблоки с медом символизируют надежды на сладкий и хороший год. Голова рыбы предназначена для того, чтобы каждый присутствующий за столом мог пожелать другому – чтобы в хороших делах «быть головой, а не хвостом». Плод спелого граната и множество его зернышек напоминает иудеям о полноте заповедей Торы и том, как важно наполнить наступающий год хорошими делами.