Новости

Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Суккот

4 октября 2017, 13:38 Берл Лазар, Суккот
Поделиться

Вечером 4 октября (14 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Суккот – один из самых ярких и радостных праздников еврейского календаря. В Торе он назван «временем веселья» и «праздником сбора урожая». В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Поздравляю всех вас с праздником Суккот, который называется в Торе «зман симхатену», «время радости нашей».

Казалось бы – любой праздник это время радости и веселья. Но Суккот занимает особое место: это единственный из наших праздников, в дни которого радоваться – это мицва. Тора прямо говорит, что мы обязаны радоваться – и говорит не один раз, а трижды!

Чему же мы должны особенно радоваться в эти праздничные дни? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, какую идею несут в себе заповеди Суккот, традиции и обряды этого праздника. Наши мудрецы учат, что во всех элементах Суккот главным является напоминание о нашем единстве. Само название праздника означает «шалаши»: нам заповедано в эти дни строить шалаши, сидеть в них и пировать всем вместе – богатым и не очень, образованным и не очень, знатокам Торы и тем, кто делает только первые шаги в изучении ее мудрости. Для произнесения благословений мы берем «арба миним» – четыре вида растений, и все они напоминают о единстве: на каждой веточке мирта должно быть минимум три листочка, на пальмовой ветви листья должны быть сложены вместе – если они разойдутся, ветка будет уже некошерной… Так каждым своим обрядом, каждой традицией праздник напоминает нам, что мы отвечаем друг за друга, должны держаться вместе, быть одной семьей!

Не стоит забывать еще и о том, что Cуккот празднуют во время сбора урожая. Сбора – в прямом и в переносном смысле: с одной стороны это действительно завершение сезона сельскохозяйственных работ, а с другой – дни после Рош Ашана и Йом Кипур, когда подведены итоги, получена запись и подпись от Б-га. Мы радуемся тому, что наша работа принесла добрые плоды – и одновременно понимаем, что плоды эти от Б-га, что это Он, наш небесный отец, наградил нас хорошим урожаем за наш упорный труд, за наши правильные поступки! И это позволяет нам радоваться вдвойне – потому что мы уверены, что Б-г нас любит, что Он всегда поможет своим детям!

Но в то же самое время мысль о Б-жьей помощи вновь возвращает нас к идее единства. Ведь если мы будем смотреть на окружающий мир, не думая о Б-ге – мы увидим только огромное разнообразие вещей и растений, зверей и людей, которые все время ведут борьбу друг с другом. Это мир разделения: а где разделение, там конкуренция, а где конкуренция – там вечный конфликт. Но стоит нам только вспомнить, что весь этот мир создан Б-гом, создан по единому плану и с определенной целью – тут же становится понятно, что мир есть единство, что на самом глубоком уровне в нем заложена гармония Правды Б-жьей! И, поскольку нам Г-сподь поставил задачу раскрыть Б-жественное в мире – наша цель жизни в том, чтобы реально обрести это единство, помогать ближнему, улучшать свое окружение.

Именно в эти дни, когда собран урожай, когда у нас всего много, особенно важно осознать эту цель в жизни и воспринять ее как источник благословения от Вс-вышнего, которое есть высшая радость в жизни. От всей души желаю каждому из вас в дни Суккот удостоиться этого благословения и обрести эту радость!».

История праздника

Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.

Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.

При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.

Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.

Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)

В этом году Суккот начинается вечером 4 октября (14 тишрея) в 17.39 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот – это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни – холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).

Суккот продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.

В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш может вместить одновременно более тысячи человек.

В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции