Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Шавуот
В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 19 мая, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны:
«Дорогие друзья!
Поздравляю вас с Шавуот – праздником дарования Торы. В эти дни мы вспоминаем, как наши предки стояли у горы Синай, и Б-г даровал им свой Закон. Так за освобождением физическим, выходом из рабства, последовало освобождение духовное – получение заповедей и указаний праведной жизни, исполненной радости и счастья. Жизни, основанной на служении Б-гу.
Когда мы говорим о служении, имеем в виду два возможных пути. Первый – служение, продиктованное слепой верой: Б-г сказал, мы делаем, даже если не понимаем смысла этих действий. Второй – служение, основанное на знании: сперва мы изучаем слова Г-спода, а когда понимаем их смысл, приступаем к исполнению.
Понятно, что есть плюсы в обоих путях служения. Служение, основанное на вере, позволяет человеку полностью отдать себя Б-гу, принять Его волю и исполнить ее, исходя из убеждения в том, что Б-г всегда несет благо. Зато служение, основанное на понимании, позволяет исполнять волю Создателя с радостью и энтузиазмом: даже если в процессе служения возникают трудности, мы в этом случае понимаем, как их преодолеть.
Шавуот дает правильное осознание принципа нашего служения. Надо использовать оба пути. При этом начинать следует с пути веры: наши предки, собравшись у горы Синай, сказали: «Наасе ве-нишма», то есть – сначала сделаем то, что велит нам Б-г, а уж затем будем слушать, зачем это надо. Но путь понимания, путь изучения Торы и приобретения знаний, столь же необходим: ведь Б-г дал человеку разум, чтобы постигать Его волю и служить правильно. Конечно, наш разум ограничен, мы не всегда способны понять всю полноту Б-жественного замысла. Поэтому надо в любом случае «сделать», выполнить то, что заповедал наш небесный Отец. Но, делая, необходимо всякий раз стараться понять, зачем мы это делаем, ради чего Б-г хочет от нас именно таких действий, и какую пользу мы обретем, в точности выполняя Его волю. Мы перед Б-гом как дети перед взрослыми: ребенок сперва должен поверить, что слова родителей или учителя это закон, который необходимо исполнить, но затем он постепенно осознаёт, зачем это нужно и какая ему польза от правильного поведения. Понимание дает нам во-первых радость, а во-вторых – возможность более глубоко проникнуть в Б-жественный замысел и, соответственно, исполнить его наилучшим образом.
Это относится не только к служению Б-гу, но и к отношениям с другими людьми. Недаром Тору наши мудрецы называют «Торат-хайим», «учением жизни» – она реально дает нам систему ценностей на все случаи жизни. Иногда бывает так, что «логика вещей» подталкивает нас к конфликту: но Тора диктует логику более высокого порядка – основанную на правде Б-жьей, на высшей ценности любви к ближнему. И тот, кто строит отношения с людьми на Торе, в конечном счете обретает жизнь, полную радости и счастья. Как учат наши мудрецы: «За делами тянутся сердца» – когда поступаешь правильно, исполняя заповедь Б-жью, даже не понимая ее, в конце концов почувствуешь в душе любовь к этому делу. А с ней постепенно придет и понимание.
Именно этого я хочу пожелать каждому из вас в эти праздничные дни – жить с Торой в сердце, служить Б-гу радостно, нести ближнему мир и любовь!»
Информационная справка
Шавуот, в переводе с иврита – “седмицы”, наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами.
Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал основные Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях, а так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни.
Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары.
Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами.
Сейчас во время празднования Шавуоат принято также украшать дом и синагогу зеленью, цветами и бумажными аппликациями. В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и угощать их медом со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы “вкус Торы был сладок в их устах”.
В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась не кошерной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить.
20 и 21 мая в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще пройдут торжества, посвященные празднику дарования Торы. 20 мая во время утренней молитвы состоится чтение Десяти заповедей, 21 мая пройдет чтение поминальной молитвы Изкор.