Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с Ханукой
В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 2-го декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья, братья! Поздравляю вас с радостным праздником Хануки 5779 года. В эти дни мы вспоминаем о великом чуде, которое даровал Б-г нашему народу – чуде света, чуде ханукальной меноры.
Одновременно, как и во всякий еврейский праздник, мы размышляем о том, какой урок преподал Б-г не только нашим предкам, но каждому из нас – здесь и сейчас.
История, которая лежит в основе праздника, произошла в тяжелые для нашего народа времена. Страна была оккупирована могущественной языческой империей, которая располагала самым большим по тем временам войском. Освобождение Иерусалима, освобождение Храма – это уже само по себе могло считаться великим чудом!
Но празднуем мы не победу – а то, что освященное масло в храмовой меноре горело восемь дней, хотя его должно было хватить только на сутки. Именно это для нас главное чудо, именно оно дает главный урок!
На первый взгляд, это странно: получается, что зажигание храмового светильника важнее, чем освобождение от язычников самого Храма! Да и само чудо светильника тоже странное. Может показаться, что Б-г сотворил его с единственной целью – чтобы позволить людям соблюсти одну из Его заповедей! А ведь всё на свете происходит по воле Б-жьей: получается, что сначала Г-сподь приказал нам зажигать менору, потом сам создал для этого непреодолимое препятствие, позволив язычникам осквернить священное масло – а еще потом сотворил чудо, чтобы наши предки все-таки выполнили заповедь.
Парадокс? Ничуть. Именно здесь скрыт главный урок Хануки – урок, который мы должны усваивать в каждом поколении, в каждой общине, в каждом еврейском доме. Урок для множества ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни едва ли не каждый день. И проще всего сформулировать этот урок так: если ты действительно хочешь соблюдать Закон и заповеди Г-спода – ты обязательно сможешь это сделать. Никакие «объективные препятствия» тебе не помешают. Более того: ты вдруг обнаружишь в себе такие силы, о которых прежде и помыслить не мог!
Наши предки во времена Хасмонеев пришли в Храм, хотели зажечь менору, чтобы исполнить заповедь – и обнаружили, что освященного масла хватит только на один день. А чтобы изготовить новое, нужно восемь дней. Они могли бы сказать: сейчас мы не можем выполнить заповедь, потому что есть объективные препятствия, а вот через неделю начнем выполнять. Но они сказали иначе: Б-г заповедал – мы сделаем, а там как Б-г даст! И Б-г дал – масло, которого должно было хватить на сутки, горело беспрерывно до тех пор, пока не подоспело новое. Иными словами, Б-г говорит: чудо произошло благодаря вам, потому что вы пошли до конца в выполнении Моей заповеди! И так всегда будет – если вы сами будете идти до конца. И сегодня, когда мы действительно полагаемся на Б-га и творим Его волю, мы тоже раз за разом получаем подтверждение наших сил, нашего потенциала творить добро, нести свет. Недаром Хануку называют еще «праздником света».
Свет не только символизирует добро и праведность, он еще и указывает людям правильный путь в окружающем их мраке, позволяет улучшать собственную жизнь и жизнь окружающих. Именно в этом главная задача человека на земле, именно за приверженность этой цели Б-г дал нашим предкам чудо ханукальной меноры. Так пусть же свет Хануки еще ярче воссияет в каждом еврейском доме, в каждой еврейской душе. С праздником света вас!»
О празднике Ханука
Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражения хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев. После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового масла, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.
Ежегодно еврейские общины устанавливают ханукальные восьмисвечники на центральных площадях крупнейших российских городов. В ходе этой церемонии руководители общин поздравляют иудеев с праздником, после чего произносят благословения и зажигают первую свечу. Вечер продолжается красочным фейерверком и веселыми танцами под традиционную еврейскую музыку. Каждый гость вечера получает сладкие пончики (суфганиет), которые наряду с восьмисвечником являются еще одним символом Хануки и подаются к столу в каждом еврейском доме в течение всех дней праздника.
В Москве торжественная церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника состоится 2 декабря в 17.00 на Площади Революции. В мероприятии примет участие главный раввин России Берл Лазар.