Новости

Расследование запутанных связей Рудольфа Джулиани с Украиной

31 октября 2019, 18:00 международные отношения
Поделиться

В 2003 году Рудольф Джулиани совершил свою первую поездку на Украину, чтобы заложить символическую капсулу времени на месте нового мемориала жертвам теракта 9/11, трагедии, из которой он вышел в качестве «мэра Америки». Церемония, организованная местным бизнесменом и политиком Вадимом Рабиновичем, была скромным мероприятием, на котором присутствовали заместитель мэра Киева и дипломаты из США и Израиля, но она ознаменовала начало того, что станет выгодной цепочкой сделок для Джулиани в бывшей советской республике.

«Я встретил здесь много молодых и многообещающих политиков, которым небезразлична судьба их правительства», – сказал Джулиани местным журналистам. «Я понял, насколько гостеприимны и дружелюбны украинцы, как они искренне стремятся протянуть руку дружбы американцам, как сильно они хотят противостоять насилию и террору». Шестнадцать лет спустя запутанные связи Рудольфа Джулиани с Украиной стали центральным элементом расследования с целью импичмента его подзащитного Дональда Трампа, когда стали известны подробности того, что один высокопоставленный дипломат назвал «теневой внешней политикой», чтобы инициировать расследование в отношении Джо Байдена.

Данная статья основана на интервью с сотрудниками Джулиани и его деловыми партнерами в Украине, прокурорами, знакомыми с его попытками собрать информацию о Байдене, а также должностными лицами и политиками, обеспокоенными колоритным бывшим мэром. Материалы, полученные «The Guardian», показывают, что Джулиани хвастался своими связями с Трампом, чтобы получить доступ к высокопоставленным прокурорам и чиновникам, в то время как его партнеры использовали имя Джулиани, чтобы поддержать их репутацию и узаконить сомнительные деловые предприятия.

«Он сказал, что он адвокат президента Соединенных Штатов, что он работает на Дональда Трампа, ему нечего скрывать», – сказал Андрей Телиженко, бывший сотрудник украинского посольства, который встречался с Джулиани в США. Связи Джулиани стали частью политической истории США, когда два американских бизнесмена советского происхождения, Лев Парнас и Игорь Фруман, помогли связать Джулиани с влиятельными украинскими прокурорами, которые утверждали, что имеют информацию о скандале, связанном с сыном Байдена, Хантером, и, в свою очередь, пытались использовать имя Джулиани для продвижения своих собственных деловых интересов. Эта парочка была арестована по обвинению в нарушении законов о финансировании избирательной кампании при попытке поехать в Вену вскоре после того, как они встретились с Джулиани в Вашингтоне.

По сообщениям СМИ, деятельность Джулиани также стала объектом расследования на предмет того, не нарушает ли его работа в Украине законы об иностранном лоббировании. Ключевым контактом для Джулиани стал Юрий Луценко, генеральный прокурор, который был уволен после избрания президентом Украины Владимира Зеленского. Луценко, которого лично обвиняли в коррупции активисты гражданского общества, сказал, что он встретился с Джулиани, потому что он был готов обсудить совместное официальное расследование в отношении «Burisma» – газовой компании, в которой работал Хантер Байден, – а также провести отдельное расследование в отношении денег, похищенных предыдущим правительством. Луценко был одним из пяти прокуроров, с которыми связывался Джулиани, включая бывшего генерального прокурора Виктора Шокина, который подал в отставку под давлением в 2016 году. На Украине Луценко считают интриганом.

Егор Соболев, бывший политик и глава антикоррупционного комитета украинского парламента, сказал, что он «новый тип» прокурора, «не боящийся переступить черту и участвовать в политике» в отличие от своих предшественников. Луценко также конфликтовал с тогдашним послом США Мари Йованович, которая рассказала следователям Конгресса в начале этого месяца, что она узнала о «согласованной кампании» по ее увольнению. Йованович была внезапно уволена в мае после того, как Джулиани потребовал перемен в посольстве. Согласно обвинительному заключению против Фрумана и Парнаса, кампанию против нее вел украинский чиновник, но Луценко отрицал, что просил Джулиани лоббировать увольнение Йованович.

«Джулиани и особенно эти два парня Парнас и Фруман сказали мне, что они были против нее как посла задолго до нашей встречи», – сказал Луценко в телефонном интервью из Лондона, где он посещает уроки английского языка. «Да, у меня не было хороших отношений с ней, потому что она пыталась открыто контролировать мою деятельность и вмешиваться в нашу деятельность… но я никогда не говорил о какой-либо сделке». В прошлом году Луценко заявил, что Йованович предоставила ему список людей, которых он не должен был преследовать, но позже отказался от своего заявления. Источник в правоохранительных органах сообщил «The Guardian», что Луценко преувеличивал претензии к Йованович, в том числе со списком «непреследуемых», чтобы заручиться политической поддержкой, что помогло бы ему сохранить свой пост. Джулиани с тех пор без каких-либо доказательств заявляет, что список «непреследуемых» был частью либерального антитрамповского заговора, организованного меценатом Джорджем Соросом.

Также на встречах Джулиани с Луценко присутствовали Парнас и Фруман, два застройщика из Флориды, родившиеся в бывшем СССР, которые стали ключевыми помощниками Джулиани по «разгребанию грязи» на Украине. В мае 2018 года они пожертвовали по согласованию с Трампом 325000 долларов в его Комитет политических действий (собирающий средства на предвыборную кампанию Трампа), что облегчило доступ к Белому дому и флоридскому курорту президента США Мар-а-Лаго. По словам бывшего мэра Нью-Йорка, они также заплатили Джулиани 500000 долларов и сопровождали его на громкие мероприятия, такие как государственные похороны Джорджа Буша, бывшего президента США, в декабре 2018 года.

53-летний Фруман имел хорошие связи на Украине. С 1990-х годов он управлял бизнесом по продаже предметов роскоши в Одессе, черноморском портовом городе, куда поставлял все, начиная с автомобилей «Jaguar» и заканчивая экзотическими продуктами питания для украинской элиты, а также владел долями в отелях и киевских клубах, включая «Будда – бар». Но бизнес может быть непредсказуемым: отчеты Комиссии по ценным бумагам показывают, что компания «Fruman, Fd Import & Export Corp.», подала в суд в 2001 году на ущерб в размере почти 1 млн. долларов, когда было доказано, что партия бананов, поступившая из Эквадора в Украину была заражена и «мошеннически и преднамеренно» неправильно маркирована как бананы фирмы «Bonita». К 2016 году – еще до трудного бракоразводного процесса со своей бывшей женой – Фруман считался человеком, находящимся в отчаянном положении.

«Он был просто обанкротившимся парнем, я бы сказал, проходимцем, который искал удачу и возможности», – сказал Давид Сакварелидзе, бывший украинский областной прокурор, встретившийся с Фруманом после того, как его назначили на работу в Одессу в 2015 году. «У него были большие финансовые проблемы, и мне говорили, что он в то время уже жил в Соединенных Штатах, в Майами. Он искал возможности для решения своих финансовых проблем. Возможно, он мог бы использовать свои связи с командой Джулиани, чтобы решить свои финансовые трудности, это моё предположение». Фруман и Парнас, похоже, сделали именно это, пытаясь убедить украинского олигарха Игоря Коломойского договориться о встрече с новым президентом Зеленским, а также подготовили план замены главы «Нафтогаза», украинской государственной нефтегазовой компании, на руководителя, который мог бы вести бизнес по выгодному им пути.

Рик Перри, министр энергетики США, позже предпринял аналогичные усилия, требуя у украинского правительства внести изменения в совет директоров «Нафтогаза», сообщает Associated Press. Фруман также стал крупным игроком в еврейской общине Киева, используя публичную деятельность Джулиани, чтобы помочь собрать средства для одного из главных раввинов Украины, Моше Реувена Асмана. На праздновании 120-й годовщины основания киевской Бродской синагоги Фруман пообещал собрать более 1 миллиона долларов для детей – сирот в деревне, созданной Асманом для еврейских беженцев от войны на востоке Украины. А в интервью израильскому журналисту Фруман заявил, что доставил рукописную записку от Асмана Трампу. Асман ответил отказом на просьбу об интервью.

В синагоге также присутствовал украинский бизнесмен Рабинович, который оплатил построенный в Киеве мемориал жертвам терактов 11 сентября в Нью-Йорке со словами «Не убий». Рабинович позже утверждал, что не платил Джулиани, и сказал, что не видел его с момента посещения мемориала. Но визит 2003 года ознаменовал для Джулиани десятилетие консультаций и рекламных поездок на Украину, когда он торговал в бывшей советской республике своими политическими связями и своей репутацией мэра, который управлял Нью-Йорком во время атаки Всемирного торгового центра, чтобы собрать небольшое состояние с помощью выгодных гонораров за выступления и контрактов по обеспечению безопасности.

В 2008 году он консультировал бывшего боксера в супертяжелом весе Виталия Кличко во время его предвыборной кампании на пост мэра Киева. В 2017 году он выступил на конференции, организованной Виктором Пинчуком, украинским металлургическим магнатом, который ранее пожертвовал 150000 долларов в благотворительный фонд Трампа, что привлекло внимание специального прокурора Роберта Мюллера. Его охранная фирма была также нанята богатым бизнесменом из Харькова Павлом Фуксом в 2017 году, чтобы проконсультировать город по поводу его экстренных служб и иностранных инвестиций.

В то время как стоимость контрактов не была обнародована, знакомый с делами Джулиани, сказал, что их общая стоимость была намного выше 1 миллиона долларов. Многие украинцы рассматривают Джулиани как мост в высшие политические и руководящие круги, которые могли бы пересмотреть политику США в отношении Украины. «Джулиани не искал нас, мы его искали», – говорит Телиженко, бывший сотрудник украинского посольства, о том, как украинцы, обеспокоенные политическим давлением в стране, разыскивали Джулиани. Джулиани «знал имена, кто с кем был связан. Он был посредником во всей этой ситуации … Он может быть главным экспертом по Украине в Соединенных Штатах».

theguardian.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции