Новости

Рассказ о сопротивлении Холокосту и воспоминания о последних днях Анны Франк

12 сентября 2021, 17:00 История, Холокост
Поделиться

Эту историю о Холокосте, о страданиях и неповиновении двух сестер – голландских евреек смогли узнать практически случайно, пишет «The Forward».

В 2012 году Роксана ван Иперен, голландская писательница и юрист, переехала в лесное поместье под названием «Высокое гнездо». Во время ремонта ее семья нашла лазейки и тайники, листовки и старые газеты Сопротивления – ключ к разгадке истории дома во время войны как убежища для евреев и членов голландского Сопротивления. В «Аушвицских сестрах» ван Иперен умело воскрешает историю Лин и Дженни Бриллеслейпер и их окружения. Основанная на архивных исследованиях, личных документах и воспоминаниях выживших, которые прятались в доме в детстве, книга сочетает в себе документальную достоверность с романтической интимностью. Одним из бонусов является интригующий взгляд на суровые испытания в концентрационных лагерях, пережитые Анной Франк и ее сестрой Марго, которые сблизились с Бриллеслейперами.

Оригинальное голландское издание 2018 года под названием «Высокое гнездо» стало бестселлером и получило голландскую литературную премию. Перевод Джони Сварт ясен и интересен; его немногочисленные ошибки включают загадочную замену слова «транспортировка» на «транспорт». Английское издание, без сомнения, более востребованное, чем голландский оригинал, далеко не идеально. Это уменьшает напряжение повествования, предавая судьбу сестер. И вместе с заголовком это, кажется, вводит в заблуждение, что их усилия по сопротивлению были сосредоточены в Аушвице, а не в «Высоком гнезде».

Ван Иперен описывает сестер Бриллеслейпер как «миниатюрных и смуглых, с прямым носом и высокими скулами, бровями, как лисьи хвосты, и густыми черными волосами, низко завязанными на шее». Лин была старше и веселее – певица и танцовщица, которая в лучшие времена выступала на идише по всей стране в сопровождении своего романтического партнера, немецкого музыковеда и пианиста Эберхарда. (Нюрнбергские законы 1935 года не позволили им жениться, пишет ван Иперен, но у пары родилась дочь.) Дженни была более жесткой и сообразительной. Ее усилия по сопротивлению нацизму начались рано, с гражданской войны в Испании в 1936 году. После нацистской оккупации Нидерландов в 1940 году она была достаточно прозорливой, чтобы игнорировать приказ, требующий от всех евреев регистрации – указ, который позже облегчил их депортацию нацистами.

По мере усиления репрессий она печатала и распространяла подпольные газеты, прятала товарищей – коммунистов и помогала распространять поддельные документы. К 1941 году Лин присоединился к подпольной работе, которой помогал Эберхард, бежавший от призыва в немецкую армию. После продолжительных странствий и находясь на волоске от смерти Бриллеслайперы нашли и арендовали «Высокое гнездо» и перебрались туда в феврале 1943 года. Относительно отдаленное, заросшее лесом местечко обеспечивало определенную защиту. Муж Янни, нееврей, голландец, Боб, помогал содержать семью, включая родителей Янни, ее младшего брата – механика и семью Лин, работая в компании по снабжению продуктами питания. Когда нацистские депортации начали уничтожать еврейское население, сестры превратили свой дом в убежище как для евреев, так и для других.

По словам ван Иперен, «Высокое гнездо» было многолюдным, но не хаотичным. Все регулировалось правилами. В случае вторжения нацистов звучал сигнал тревоги, и все прятались в назначенные укрытия. Несмотря на мрачные времена, дом наполнился музыкой, театральными представлениями на идише и духом товарищества. Ван Иперен писала, что из «Высокого гнезда» «возникла подпольная сеть артистов, оживлявшая местность и возвращавшая великолепной довоенной жизни Амстердама и Гааги былую славу». Это тоже была форма сопротивления. Конечно, эта идиллия длилась недолго. В своих неистовых поисках спрятавшихся евреев нацисты наконец ворвались в поместье.

Сестер Бриллеслейпер и других присутствовавших в доме доставили в Вестерборк, нацистский транзитный лагерь в Нидерландах, где они познакомились с Анной Франк и ее семьей. Франки, немецкие евреи, бежавшие в Нидерланды из Германии, провели два года в убежище в комнатах над амстердамской фирмой Отто Франка, прежде чем их обнаружили. В начале сентября 1944 года и Франки, и семья Бриллеслейперов пережили мучительную поездку в вагонах для перевозки скота в Аушвиц, ярко изображенную ван Иперен. Это был последний такой транспорт. (Хотя многие голландцы действительно рисковали своей жизнью, чтобы помочь евреям, в концентрационные лагеря было отправлено 76% еврейского населения страны — самый высокий процент в Западной Европе).

В Аушвице сопротивление в основном означало обретение воли к жизни, что само по себе было непростой задачей. В какой-то момент Дженни также вмешалась, чтобы удержать женщину от попадания в газовую камеру. Страдая от голода, болезней и других невзгод, сестры Бриллеслейпер стали еще ближе. «Если они не будут заботиться друг о друге, все будет кончено», – пишет ван Иперен.

По мере наступления советской армии нацисты переправили многих узников Аушвица, в том числе сестер Франк и Бриллеслейпер, обратно в Германию, в Берген-Бельзен. Там смерть наступала не от газа, а от холода, болезней и голода. Женщины образовали тесную группу, поддерживающую друг друга. Дженни и Лин присоединились к Анне и Марго Франк, которые ночевали под ними, чтобы рассказывать истории, вспоминать об Амстердаме и представлять себе, какие великолепные блюда они однажды съедят.

Больные брюшным тифом, Анна и Марго умерли всего за несколько недель до освобождения. Позже Лин и Дженни смогли рассказать скорбящему Отто Франку о последних днях его дочерей. Франк опубликовал дневник, который Анна оставила в их секретном убежище, ставший одном из знаковых артефактов Холокоста. Теперь, более семи десятилетий спустя, ван Иперен подарила героическим Бриллеслейперам свою книгу – памятник.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции