Новости

Продюсер-еврей видит в номинированном на «Оскар» фильме «Netflix» историю своей семьи

12 марта 2023, 10:00 Кино
Поделиться

У кинопродюсера Даниэля Дрейфуса сохранилась только одна фотография дальнего родственника: двоюродного брата его деда, воевавшего на стороне Германии в Первой мировой войне и погибшего в бою за два дня до окончания войны, пишет журналист JTA Эндрю Лапин. У него есть еще несколько фотографий его деда, который тоже носил немецкую форму во время Первой мировой войны, но два десятилетия спустя, во время «Хрустальной ночи», был схвачен нацистами и брошен в концлагерь, поскольку даже евреи, сражавшиеся за свою страну, не были защищены от кампании по уничтожению расы.

Дрейфус, выросший в Бразилии после того, как его выжившие предки бежали в Уругвай, показал эти черно-белые фотографии через «Zoom», когда говорил с JTA из своего дома в Лос-Анджелесе. На одной изображен двоюродный брат его деда в военной форме, на другой его бабушка и дедушка позируют вместе в период между войнами. «Двадцать лет спустя ваша страна, за которую вы только что отдали свое здоровье, вашего двоюродного брата и вашу семью, отправляет вас в лагерь», — заметил он. «За одну жизнь приходится пережить много травм».

Эти семейные истории эхом отозвались в голове Дрейфуса, когда он впервые прочитал сценарий современной интерпретации классического романа 1928 года об адских испытаниях немецкой армии во время Первой мировой войны «На Западном фронте без перемен». Созданное почти столетие назад Эрихом Марий Ремарком описание позиционной войны и полного отсутствия героизма, доблести или патриотизма, которые испытывают ее главные герои – солдаты, нашло отклик у Дрейфуса. «Я сказал: «Я знаю этих людей», — вспоминал он. «Не потому, что они какие-то дальние родственники, о которых я слышал, а потому, что я внук одного из тех детей, которые были в фильме».

Родители Дрейфуса познакомились в еврейском молодежном лагере в Рио-де-Жанейро в 1960-х годах. «Мой отец был мадрихом моей матери», — вспоминал он, используя ивритское слово для обозначения вожатого. После того как они позже поженились, они переехали в Израиль, чтобы избежать военной диктатуры Бразилии, и стали левыми политическими активистами. Они покинули Израиль незадолго до войны Йом-Кипур и переехали в Шотландию, где родился Дрейфус, прежде чем вернуться в Бразилию, чтобы вырастить его. Дрейфус прошел бар-мицву в городе Белу-Оризонти, а затем переехал в Рио, где проживает гораздо большая еврейская община. «Моя семья никогда не была религиозной, но культурно еврейской», — рассказал он, вспоминая празднование Песаха и рецепты фаршированной рыбы. В детстве у него было мало друзей-евреев, но его бразильские друзья интересовались иудаизмом и посещали еврейские мероприятия его семьи.

Это глобальное воспитание отражается в интересе Дрейфуса к международному кино. Ему потребовалось десятилетие, чтобы смонтировать свой римейк «Все тихо», который в конечном итоге был создан с немецкой продюсерской компанией и выпущен «Netflix» прошлой осенью на фоне очередного бесконечного военного конфликта в Европе. По его словам, никто не хотел финансировать решительно антивоенный фильм, который отказывался прославлять своих бойцов, фильм, который «никогда не был путешествием героя, не историей человека, который пришел, знаете ли, избил 1000 человек голыми руками, торжествует и в конце смотрит вниз с вершины холма». Но этот путь был подтвержден впечатляющим числом «Оскаров», что удивило отраслевых обозревателей. На церемонии номинации в прошлом месяце «Все тихо» получил в общей сложности девять номинаций, что является вторым по численности среди всех фильмов в этом году, в том числе за лучший фильм, который выиграла оригинальная голливудская адаптация романа 1930 года, снятая режиссером-евреем Льюисом Майлстоуном. (В этом году вручение премии «Оскар» состоится 12 марта.) Учитывая, что нацисты когда-то включили исходный роман в свою кампанию по сожжению книг и терроризировали немецкие кинотеатры, которые показывали оригинальную экранизацию, обвиняя ее в том, что она является «юденфильмом», Дрейфус также рассматривает успех нового фильма как историческую победу.

«Мне нравится, что мое имя будет ассоциироваться с историей, которую этот режим счел дегенеративной», — заявил он. Когда в 2013 году ему впервые представили набросок нового сценария «Все тихо», Дрейфус был на вершине успеха другого международного исторического фильма, который он продюсировал. В чилийской политической драме о 1980-х «Нет» Гаэль Гарсия Берналь снялся в роли рекламного менеджера, которому было поручено убедить свою страну проголосовать за отставку диктатора Аугусто Пиночета. Фильм получил первую в истории Чили номинацию на «Оскар» за зарубежный художественный фильм, хотя сам Дрейфус не чилиец. При исследовании «Нет», сказал Дрейфус, съемочная группа столкнулась с трудностями в поиске чилийцев, которые признались бы в том, что они в реальной жизни проголосовали за Пиночета, хотя это сделали 40% населения. «Мы не смогли найти ни одного человека, который бы его поддержал, — вспоминал он. «В какой-то момент, годы спустя, никто не захотел сказать: «Я поддерживал это, я голосовал, я был на той стороне».

Он видел параллель с историей в преддверии Второй мировой войны, когда многие западные страны, в том числе приемная родина его семьи, Бразилия, изначально симпатизировали нацистам. Когда голливудские студии отклонили предложенный римейк «Все тихо», вынудив Дрейфуса обратиться к европейскому финансированию, он увидел возможность смонтировать первую в истории немецкую адаптацию фильма, которая позволила бы фильму открыть «историческую перспективу» о том, как последствия Первой мировой войны привели к возвышению нацистов и Холокосту.

Немецкий режиссер Эдвард Бергер, который также снял несколько эпизодов шпионского мини-сериала «Германия 83», занял кресло режиссера, и он также является соавтором сценария. Немецкая звезда Даниэль Брюль, сыгравший многих исторических злодеев противостоявших евреям в фильмах, начиная от «7 дней в Энтеббе» и заканчивая «Женой смотрителя зоопарка», сыграл ключевую вспомогательную роль ведущего переговорщика по соглашениям о перемирии — единственная фигура в фильме, которая пытается найти мирное решение для своей страны. (Политик Матиас Эрцбергер, которого изображает Брюль, был осужден как предатель немецкими правыми и убит в 1921 году антисемитскими националистическими радикалами, которые были предшественниками нацистов.)

Хотя в фильме нет явных персонажей-евреев, Дрейфус считает, что он по-прежнему говорит о судьбе, которая вскоре ожидает европейских евреев. «Мы знаем, что последовало за этим десятилетием в Германии», — заявил он. «Таким образом, мы могли бы привнести это в фильм тонкими намеками». Он указал на сюжетную линию перемирия, которая предвещает, как Версальский договор оставил Германию в крайне невыгодном положении, создав возможность для роста гитлеровского национал-популизма. Есть также сцены, в которых легкомысленные немецкие генералы, движимые националистическим пылом и уязвленной гордостью, отправляют на смерть целые эскадрильи всего за несколько минут до вступления в силу перемирия. В одном эпизоде главный герой фильма, солдат Поль (Феликс Каммерер), крадет гуся у французской крестьянской семьи, не участвовавшей в боевых действиях, и говорит: «Это ненависть к другому, непонимание того, что тебя воспитали, чтобы иметь врага».

Дрейфус погружается в другую главу мировой еврейской истории со своим следующим проектом: мини-сериалом «Шоу начинается» созданным совместно с соавторами израильского сериала «Netflix» «Фауда», который исследует операции ЦРУ на Ближнем Востоке и частично происходит во времена Ливанской войны в которой Израиль активно участвовал и часто критиковался за это. Сериал выйдет в эфир этим летом. После успеха «Все тихо» ему также предложили участвовать во множестве проектов, связанных с Первой и Второй мировыми войнами. Но, пошутил он, «я бы хотел, чтобы люди думали обо мне не только в связи с войнами или диктатурами».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции