Принц Уильям говорит, что связи c Израилем крепнут
В первом публичном выступлении во время своего визита вечером 26 июня британский принц Уильям выразил поразительно теплое одобрение «замечательного», «яркого» Израиля, сделав несравненный комплимент, выгодно сравнивающий нашу страну с его. Его встречи с молодыми израильтянами до сих пор, по его словам, служили «напоминанием о том, как много у нас общего – два открытых общества, которые преуспевают в инновациях, разнообразии, таланте и превосходстве».
Выступая на приеме в резиденции британского посла рядом с Тель-Авивом, принц приветствовал рекордные уровни двусторонней торговли и инвестиций, сотрудничество в области науки и техники, а также, в очень тщательно сформулированной фразе, «работу, которую мы делаем вместе, чтобы сохранить наши народы в безопасности». Он заявил, что связи между Израилем и Великобританией «никогда не были сильнее чем сейчас». Все это верно: отношения между бывшими правителями подмандатной Палестины и возрожденным еврейским государством, которое их сменило, действительно теплые и крепкие, несмотря на все сложности в отношении все еще спорных районов этой территории, которые будут в центре внимания последующих частей маршрута принца на этой неделе.
Но теплые связи, высокий уровень торговли, широкое научно-техническое сотрудничество и общие проблемы безопасности сами по себе не смогли разрушить неофициальный 70-летний бойкот современного Израиля, который поддерживала королевская семья из страны, которая создала Декларацию Бальфура. Принц Уильям, второй в очереди на трон, не был бы отправлен делать то, что его бабушка, королева Елизавета, никогда не делала, и то, что его отец, принц Чарльз, сделал только неофициально. То, что первый официальный королевский визит в Израиль идет полным ходом и именно сейчас, в частном порядке признают люди, участвующие в этой поездке, в значительной степени является следствием изменений в других странах региона.
Великобритания дорожит своими давними отношениями с другими странами в этой части мира – в частности, с иорданцами, саудитами и другими странами Персидского залива. Королевская семья играет важную символическую роль в укреплении этих связей, с многочисленными взаимными визитами. Эти королевские визиты продолжались и на протяжении десятилетий поддерживались крупными торговыми отношениями, включая колоссальные продажи оружия, несмотря на широко распространенную критику в адрес некоторых из этих режимов в отношении соблюдения прав человека. Чувствительные к интересам и озабоченностям своих партнеров в этой части мира, и хорошо понимающие, что официальные королевские визиты в Израиль не будут хорошо ими восприняты, члены королевской семьи на протяжении десятилетий держались подальше от еврейского государства. Однако сегодня эти интересы и проблемы начали меняться.
Другие союзники Великобритании поблизости озабочены угрозами, исходящими от хищного режима в Тегеране. И в этом противостоянии они и Израиль находятся на одной стороне. Оптимистично заявленный как «не политический» визит принца Уильяма еще не вступил в более сложную дипломатическую фазу, когда он встретится с палестинцами и, особенно, когда он посетит Старый город Иерусалима — то, что Израиль считает своей суверенной столицей, и что официальный маршрут принца, к ужасу Израиля, обозначает как часть «оккупированных палестинских территорий». Но для Израиля аргумент в пользу терминологии – небольшая цена за одобрение легитимности, предоставленную молодым, всеми любимым, разумным и очень зрелым членом британской королевской семьи.
Саудовская Аравия крайне осторожно публично признает улучшающийся характер своих связей с Израилем. Но визит принца Уильяма, который сам по себе является важной вехой для Израиля, также, несомненно, является важным свидетельством более широкого позитивного сдвига в отношениях между странами.