Новости

Президент Герцог, внук первого Главного раввина Израиля, принял участие в инаугурации новых Главных раввинов

5 ноября, 18:00 Израиль
Поделиться

Президент Герцог, внук первого Главного ашкеназского раввина в Государстве Израиль, 4 ноября принял участие в инаугурации вновь избранных Главного ашкеназского и Главного сефардского раввинов, пишет журналист “The Jerusalem Post” Грир Фэй Кэшман.

Герцог, внук первого Главного ашкеназского раввина в Государстве Израиль, принимал раввина Кальмана Бера, бывшего главного раввина Нетании, и раввина Давида Йосефа, который руководит учебным заведением для раввинов из Израиля и других стран. Кроме того, Йосеф — младший брат уходящего в отставку Главного сефардского раввина Ицхака Йосефа и сын духовного наставника политической партии ШАС и бывшего главного раввина покойного Овадии Йосефа.

Герцог, Йосеф и Бер выступили перед заполненным до отказа залом, в котором собрались раввины, министры, члены Кнессета, офицеры ЦАХАЛа и семьи новых Главных раввинов. Они говорили о важности единства, восстановлении доверия к раввинам, безусловной любви, искоренении необоснованной ненависти и необходимости уважать другие религии и их духовных и общественных лидеров. Герцог рассказал, что сразу после голосования в ООН по вопросу о разделе Палестины его дед созвал заседание Совета главного раввината и подчеркнул необходимость единства. Хотя его дед был первым главным раввином Израиля, до него главным раввином Святой Земли был раввин Авраам Исаак Кук, который выступал за межконфессиональное уважение и сотрудничество, веря, что в каждой религии есть божественная искра нравственности.

Раввин Герцог унаследовал мантию Кука задолго до создания государства, пропагандировал учение Кука и следовал ему. Раввин Овадия Йосеф следовал учениям обоих.

Говоря о недавних религиозных конфликтах, связанных с Храмовой горой и мечетью Аль-Акса, президент Герцог процитировал своего деда, который настаивал на том, что к представителям других религий нужно относиться с уважением и пониманием. И что должна быть полная свобода вероисповедания и традиций. Герцог никогда не забывает о заложниках, независимо от аудитории, перед которой он выступает. И, хотя он уже много раз говорил об этом, обращаясь к десяткам раввинов, он счёл необходимым напомнить им, что в еврейской традиции тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.

Раввин Йосеф заявил президенту: «У нас есть кое-что общее. Вы — внук великого Главного раввина, а я — сын великого Главного раввина, и мы должны продолжать идти по их стопам». Йосеф рассказал, что его отец часто говорил о величии раввина Герцога и его гениальности как знатока Торы. Прочитав биографию раввина Герцога, Йосеф был крайне впечатлён и рекомендовал всем её прочитать. «Он был гигантом, — заметил он, — и всё же ему было легко достичь уровня обычных людей. Он изо всех сил боролся за создание еврейского государства и, как известно, разорвал «Белую книгу» (ограничивающую еврейскую иммиграцию в Палестину)». Йосеф также упомянул, что раввин Герцог позаботился о том, чтобы еврейское право стало частью правовой системы Израиля. Но не меньше его впечатлило то, что раввин Герцог после Холокоста ездил по послевоенной Европе, спасая выживших еврейских детей и отправляя их в Израиль.

Важность объединения евреев

Цитируя своего отца и раввина Герцога, Йосеф подчеркнул важность объединения светских и религиозных людей, евреев и неевреев, а также всех граждан Израиля. Говоря о примере, который он и раввин Бер подадут в исправлении ситуации в общине, Йосеф рассказал, что сразу после его избрания Бер пришёл к нему и заявил, что они должны вместе выходить к людям и слушать их.

Раввин Калман Бер, который, как и его коллега – сефард, является блестящим оратором, назвал себя сыном пережившего Холокост, что придало ему дополнительное чувство миссии. Его покойный отец, по его словам, потерял всю свою семью и приехал в Израиль сиротой. Хотя он, безусловно, был знаком с учением раввинов Кука, Герцога и Овадии Йосефа, раввином, к которому он был наиболее привязан, был Главный раввин Авраам Шапира, которого ещё в детстве считали вундеркиндом. Бер заявил, что, когда он думает обо всех раввинах, которые были до него, он чувствует себя смущенным из-за того, что его поставили в один ряд с людьми такого интеллектуального и религиозного уровня. Определяя роль раввина, Бер заметил: «Он — слуга своего народа». Такими были раввины Кук и Герцог, отметил он. Величайший пример преданности раввина — это его стремление объединить Израиль и повлиять на людей, чтобы они всегда видели хорошее в других. Когда это произойдёт между политическими партиями, объяснил он, в стране воцарится мир. Но для достижения мира, продолжил Бер, все раввины должны объединиться и решать проблемы сообща. «Люди хотят видеть раввинов на военных базах, на периферии и везде», – заметил он.

Перефразируя идею Песаха о том, что каждый еврей должен увидеть в себе раба, покинувшего Египет, Бер заявил: «Когда заложники находятся в туннелях, я тоже должен чувствовать себя так, будто я там, с ними. Мы обязаны сделать всё, что в наших силах, для них и их семей». Когда он закончил, раввин Йосеф встал со своего места, обнял его и поцеловал. Хотя сейчас его называют ультраортодоксальным раввином, Калман Бер на самом деле является уроженцем национально-религиозного лагеря. Он окончил ешиву «Керем Бейавне», которая, когда он был там студентом, была национально-религиозной, но сейчас известна как ешива «Хардал». «Хардал» — это аббревиатура на иврите, которая расшифровывается как «Хареди Леуми» (национальные ультраортодоксы). Несмотря на то, что его сыновья не служили в ЦАХАЛе, Бер служил в подразделении «Нахаль», и активисты его предвыборной кампании подчёркивали, что в День независимости Израиля он произносит хвалебную молитву «Аллилуйя» и даже выступает в роли кантора в синагоге на службе в честь Дня независимости. Большинство ультраортодоксальных евреев не празднуют День независимости Израиля.

Отложенные выборы

Выборы и инаугурация были отложены более чем на год, отчасти из-за споров о том, следует ли включать женщин в число 150 человек, которые будут голосовать за нового Главного раввина. Половину избирателей составляют раввины, а другую половину — политики и государственные служащие. Хотя женщины действительно выступают в качестве адвокатов (заявителей) в раввинских судах, им ещё предстоит преодолеть множество препятствий, прежде чем они смогут приблизиться к равенству в ортодоксальных раввинских кругах.

Выборы состоялись 29 сентября, и Йосеф был избран, но между Бером и раввином Михой Халеви, главным раввином Петах-Тиквы, состоялся второй тур. Хотя для Главного ашкеназского раввина и Главного сефардского раввина были предусмотрены отдельные конверты, кто-то случайно положил бюллетени для обоих в один конверт. В итоге у Бера и Халеви было по 40 голосов, и единственным способом решить вопрос было проведение второго тура, который состоялся 31 октября. Считалось, что победителем станет Халеви, который, как сообщалось, пользовался поддержкой министра финансов Бецалеля Смотрича и лидера партии ШАС Арье Дери. Но в итоге больше всего голосов набрал Бер, одержав решительную победу, за него проголосовали 77 человек, а за Халеви отдали голоса 58. Халеви пришлось проглотить горькую пилюлю, учитывая, что голос, ошибочно отданный за Давида Йосефа, дал бы ему 41 голос в первом туре, и он был бы избран Главным раввином без необходимости участвовать во втором туре.

В первом туре за пост Главного ашкеназского раввина боролись пять раввинов. Одним из них был раввин Моше Хаим Лау, раввин синагоги в Нетании и старший брат уходящего в отставку Главного ашкеназского раввина Давида Лау. Их отец, раввин Исраэль Меир Лау, бывший главный раввин и очень влиятельная фигура, выступал в поддержку своего старшего сына, но безуспешно. Несмотря на все разговоры о единстве на церемонии инаугурации, которая завершилась исполнением «Хатиквы», едва ли кто-то из присутствовавших раввинов присоединился к кантору из ЦАХАЛа в исполнении государственного гимна. Заметным исключением стал раввин Давид Йосеф.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции