Премьер Канады Трюдо обдумывает следующие шаги относительно гражданина, осужденного за взрыв в парижской синагоге
Канада обдумывает свои следующие шаги после того, как парижский суд 21 апреля заочно осудил ливанско-канадского профессора социологии за организацию взрыва у синагоги в столице Франции в 1980 году, заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо, сообщает AFP.
Хасану Диабу, которому сейчас 69 лет, грозит пожизненное заключение во Франции. Но он и его сторонники хотят, чтобы Оттава отклоняла любые новые запросы о его экстрадиции. «Мы внимательно посмотрим на следующие шаги, на то, что решит сделать французское правительство, на то, что решат сделать французские трибуналы», — заявил Трюдо на пресс-конференции. Но, добавил он, «мы всегда будем рядом, чтобы встать на защиту канадцев и их прав».
Диаб, разговаривая с журналистами в Оттаве, отреагировал на приговор, назвав его «кафкианским» и «несправедливым». «Мы надеялись, что разум восторжествует», — добавил он. Диаб также призвал Трюдо уважать его прошлые заявления по этому делу, которые, казалось, лишили его возможности отправить Диаба обратно во Францию после того, как первая экстрадиция заняла шесть лет. «Доказательства показывают, что он невиновен, тем не менее они осудили его», — заметил канадский адвокат Диаба Дональд Бэйн. «Это политический результат. Это неправомерное осуждение».
Ранним вечером 3 октября 1980 года взрывчатка, заложенная в мотоцикле, взорвалась недалеко от синагоги на улице Коперника в шикарном 16-м округе Парижа, убив проезжавшего мимо студента на мотоцикле, водителя, израильского журналиста и смотрителя. В результате взрыва пострадали еще 46 человек. В 2014 году Канада экстрадировала Диаба по запросу французских властей на основании новых доказательств. Однако следствие не смогло окончательно доказать его вину, и Диаб был освобожден, а в 2018 году уехал из Франции в Канаду. Трюдо в то время приветствовал освобождение Диаба Францией, заявив журналистам в июне того же года: «Я думаю, что для Хасана Диаба мы должны прежде всего признать, что то, что случилось с ним, никогда не должно было произойти». Он также приказал пересмотреть канадский закон об экстрадиции, чтобы «убедиться, что это никогда не повторится».
Три года спустя французский суд отменил предыдущее решение и постановил, что Диаб должен предстать перед судом по обвинению в убийстве, покушении на убийство и уничтожении имущества в связи с террористической деятельностью. Диаб отрицал какую-либо причастность к нападению, утверждая, что в то время он сдавал экзамены в Ливане.