Новости

Празднование 500-летия Реформации омрачено антисемитским скандалом

31 октября 2017, 12:17 антисемитизм
Поделиться

Скандал вокруг средневекового антисемитского барельефа на церковной стене рискует затмить торжества, проводимые в Германии 31 октября в ознаменование 500-летия Реформации, кардинального сдвига в христианском богословии, начатого немецким богословом Мартином Лютером.

Рельефная скульптура, оказавшаяся в центре спора, создана около 1300 года и является одним из последних оставшихся в Германии примеров вульгарного антиеврейского народного искусства, которое было распространено в Европе в ту эпоху. На барельефе скандал евреи, сосущие соски свиноматки, а раввин пристально смотрит под ногу и хвост. Отвратительный символизм заключается в том, что евреи получили свое пропитание и Священное писание от нечистого. Во многих церквях в средние века были похожие скульптуры «Judensau» («Еврейской свиньи»), которые также транслировали прихожанам четкий месседж о том, что евреев не приветствуют в этих общинах.

Однако известность барельефа на фасаде Штадткирхе (Городской церкви) в восточногерманском городе Виттенберг вызвана важностью здания, где Лютер, который сам был известным антисемитом, проповедовал два века спустя. Именно в Виттенберге Лютер, как говорят, прикрепил свои 95 тезисов к двери другой церкви в 1517 году, что привело к расколу в римско-католической церкви и рождению протестантизма. Теолог утверждал, что христиане не могут купить или заработать себе дорогу на небеса, но только войти по милосердию Б-га, что стало поворотным моментом в христианском мышлении. Лютер также связан с самой темной страницей истории Германии, поскольку его более поздние проповеди и писания были отмечены антисемитизмом – и это впоследствии использовали нацисты, чтобы оправдать жестокое преследование евреев.

Отмечая 500-летие Реформации, канцлер Германии Ангела Меркель, являющаяся дочерью протестантского пастора, сказала, что крайне важно, чтобы антисемитизм Лютера никогда не был отделен от его богословского наследия. «Для меня это всеобъемлющий исторический расчет, который нам нужен», – сказала она в своем еженедельном видеообращении 28 октября. В последние месяцы десятки тысяч христиан со всего мира прибыли в Виттенберг, город с населением 47 000 человек, расположенный в 100 километрах к юго-западу от Берлина.

Между тем свободная коалиция активистов использует юбилей, чтобы утверждать, что скульптура в ее нынешнем месте, где Лютер впервые проповедовал на немецком языке, остается опасным символом нетерпимости. В петиции, инициированной британским богословом Ричардом Харви, требуется, чтобы скульптура была удалена с площади и выставлена ​​в музее. «Это настолько возмутительно, непристойно, оскорбительно, страшно – это то, против чего я протестую в самых сильных выражениях, и если есть какой-то способ – человеческий, физический, духовный или любой другой – изменить это, давайте сделаем это» – заявляет в видеоролике, размещенном в Интернете Харви, идентифицирующий себя как мессианского еврея. В настоящее время его петиция собрала более 8 000 подписей.

Однако собственная община церкви Виттенберга и городской совет утверждают, что барельеф следует сохранить и даже приняли соответствующую резолюцию по этому вопросу в июне. Они отмечают, что бронзовая доска, поставленная в 1988 году на тротуаре рядом с церковью, указывает на ужасное наследие ядовитых антиеврейских настроений, что делает скульптуру жизненно важной исторической реликвией. «Мы убеждены, что история подразумевает не забвение темной стороны прошлого, но противостояние ей», – сказал пастор церкви Йоханнес Блок выступая на общественном телевидении ZDF. «Было бы исторически неправильно удалять скульптуру», – соглашается с ним профессор Миха Брумлик, который возглавляет местное движение в поддержку барельефа. Он сказал AFP, что лучшим решением будет расширение соседнего мемориала против антисемитизма, который был установлен при коммунизме, чтобы смысл скульптуры «Judensau» был понятен из контекста. «Из уважения к тому, что произошло позже с евреями, необходимо предоставить более полное объяснение», – сказал он. Чтобы привлечь внимание к их позиции, Брумлик и другие активисты провели митинги намглавной площади Виттенберга и зачитали антисемитские тексты, написанные Лютером.

Протест последовал за молчаливыми еженедельными сборами на том же участке в Виттенберге, проходившими в последний год. В ходе этих протестов держали плакаты, типа: «После Аушвица нужно ли иметь «Judensau»?»
Хотя подобные скульптуры постепенно исчезли в Европе, «Judensau» остается распространенным антисемитским мотивом, используемым неонацистами в Германии. Спор идет на фоне получения почти 13% голосов крайне правой партией «Альтернатива для Германии» (AдГ), которая в этом году впервые попавшей в парламент. Местное отделение этой исламофобской и антииммиграционной партии использовало дебаты, чтобы продвигать свою собственную повестку дня. В своем собственном ходатайстве, в котором содержится призыв к сохранению статус-кво, АдГ сообщает, что «те, кто представляет проблему для евреев сегодня», в первую очередь являются людьми «арабо-мусульманского происхождения».

Times of Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции