Правительство Хорватии не может справиться с пронацистами
С его усами-щеткой в гитлеровском стиле бывший военный Марко Скехо не оставляет никаких сомнений в своих политических пристрастиях: его организация экс-военных демонстрирует открытую ностальгию по пронацистскому прошлому, которое Хорватия пытается преодолеть.
На прошлой неделе объединение ветеранов Хорватских оборонительных сил (HOS) заявило, что не позволит демонтировать мемориальную доску памяти боевиков, погибших в войне в 1990-х годах, на которой написан пронацистский лозунг «Za dom spremni» («За родину — готовы!»).
Этот официальный девиз их отряда – расформированного в начале войны – является частью герба организации.
Это же приветствие использовалось усташским режимом времен Второй мировой войны, который преследовал и убивал сотни тысяч евреев, сербов, цыган и хорватов-антифашистов.
Бывшие члены отряда установили мемориальную доску в ноябре прошлого года на месте бывшего лагеря Ясеновац, известного как «хорватский Освенцим». Это событие вызвало возмущение у национальных меньшинств страны, правозащитных групп и левоцентристской оппозиции. После нескольких дней переговоров с властями, HOS согласилась перенести мемориальную доску с места в непосредственной близости от лагеря. Она была установлена в другом месте на расстоянии около 10 километров от Ясеновац.
«Никто не может коснуться ее … Мы достигли нашей цели», – сказал на пресс-конференции лидер HOS Иван Фрисик, в то время когда его товарищи скандировали свой спорный лозунг.
Скехо сказал, что власти не смогли заставить его снять лозунг с мемориальной доски – «мы были бы самыми никчемными людьми, если бы мы пошли на такую уступку».
Многие хорваты были возмущены теми методами, которыми консервативный премьер-министр Андрей Пленкович решал эту проблему. В газете «Jutarnji List» появилась статья под заголовком «Пленкович покрывает коллаборационистов», а лидер оппозиционных социал-демократов Давор Бернардич сказал, что власти «разжигают фашизм».
«Другой взгляд»
Хотя так называемое усташское «независимое государство Хорватии» было нацистским марионеточным государством, их современные фанаты, такие как Фриски и Скехо, видят лидеров режима в качестве отцов-основателей страны. После того, как страна объявила независимость от Югославии, начался затяжной конфликт 1991-1995 годов. В это время ряд политических эмигрантов, которые симпатизировали усташам, вернулись в Хорватию.
«У них была своя точка зрения на Вторую мировую войну, которая полностью отличалась от той, которая преподавалась не только в бывшей Югославии, но и во всем мире», – сказал историк Хрвое Класич.
Некоторые из них получили важные политические или экономические должности или присоединились к силам обороны страны, что позволило им навязать обществу свою точку зрения, сказал Класич. В 1990-е годы были уничтожены многочисленные памятники антифашистам, а улицы были переименованы в честь усташских чиновников. Несмотря на то, что крайние сторонники усташей сегодня являются крошечным меньшинством, власти ощущают сопротивление с их стороны. В январе хорватская школа отказалась от экспозиции выставки в честь [погибшей во время Холокоста] еврейской девочки Анны Франк, автора знаменитого дневника, поскольку в нее были включены панели с подробным описанием преступлений бывшего режима.
В феврале десятки ультраправых активистов прошли через центр Загреба, выкрикивая пронацистское приветствие.
Их лидер был в конечном итоге арестован, но затем он и его сторонники публично сожгли еженедельное сербское издание перед его редакцией. Лидер этнических сербов Хорватии Милорад Пуповац говорит, что с возрождением усташей не борются «адекватным образом».
По инициативе правого политика Златко Хасанбеговича, бывшего министра культуры, обвиненного в ревизионизме, с центральной площади Загреба недавно убрали имя бывшего югославского лидера Иосипа Броз Тито. В хорватских городах регулярно служат мессы в память о лидере усташей Анте Павеличе.
Разжигание фашизма
Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович недавно попыталась преуменьшить значение лозунга «Za dom spremni», регулярно скандируемого футбольными болельщиками, назвал его «старым хорватским приветствием», однако это мнение было отвергнуто историками. В выходные она, похоже, изменила свою позицию, и описала лозунг как «неприемлемый», повторяя слова премьер-министра.
Премьер-министр Пленкович, который пришел к власти почти год назад, сказал, что перемещение мемориальной доски было «первым шагом», и он пообещал принять закон против символов «всех тоталитарных режимов», имея в виду как усташей, так и коммунистов. Но его противники говорят, что он не выполнил свое обещание избавиться от атмосферы нетерпимости, сложившейся при предыдущем правительстве, известном ксенофобными высказываниями против этнических меньшинств и давлением на независимые СМИ. Политический аналитик Зарко Пуховски сказал, что премьер больше внимания уделяет тому, как остаться у власти, имея небольшое большинство голосов, а его партия Хорватский демократический союз (HDZ) занята борьбой между его центристскими и националистическими крыльями. «Вместо того, чтобы управлять страной, правительство занимается удержанием своего большинства», – сказал он.