Появление Зубина Меты в Израиле – наиболее яркое выражение его позиции
Израильскому филармоническому оркестру новый сезон запомнится не только драматическими событиями новейшей истории, но и сменой администрации, пишет журналисткам «Независимой газеты» Юлия Бройдо.
До 2023 года на протяжении полувека генеральным секретарем коллектива был Ави Шошани, а теперь за художественное планирование отвечает Алиса Мевес, несколько десятилетий работавшая в том же качестве в Мариинском театре. Революция в Израильском филармоническом пока кажется бархатной. К сожалению, времена даже для бархатной революции сейчас не самые удачные – самолеты не летают и гастроли отменяются, среди артистов – срочные замены, а какие-то проекты переносятся на неопределенный срок. Но оркестр уверенно идет к своему 90-летнему юбилею, который этот коллектив отметит в 2026 году. Следующий сезон обещает быть сезоном дебютов – в афише появятся новые большие имена.
Нынешний сезон для Израильской филармонии начался гораздо позже запланированного, афиша претерпела значительные изменения. Какие-то концерты предсказуемо отменились, а кто-то из музыкантов приехал «без приглашения», по собственной инициативе, для того чтобы в это тяжелое время играть в Израиле. Первым был Игорь Левит, один из самых ярких пианистов нового поколения: еще в ноябре, когда все публичные концерты были отменены, он решил играть для семей заложников, а также дал концерты в одной из больниц Тель-Авива и в доме престарелых, где исполнил «Времена года» Чайковского. Потом выступил скрипач Максим Венгеров: выйдя на бис после основной программы, он повязал на скрипку желтую ленточку – новый символ современного Израиля – #bringthemhomenow. Знак памяти о заложниках, удерживаемых ХАМАС. И исполнил пронзительную тему из кинофильма «Список Шиндлера». Зал плакал. А в самом конце декабря, практически перед Новым годом – и тоже спонтанно – приехал дирижер Семен Бычков, худрук Чешской филармонии и один из самых знаменитых учеников легендарного Ильи Мусина.
Все эти музыканты, поддавшись искреннему порыву быть здесь и сейчас, выступали без гонораров. И наконец, на излете зимы – в начале весны восемь концертов дал Зубин Мета, приезд которого хоть и был запланирован, но от этого стал не менее важен. В программу одного из концертов вошла Седьмая симфония Дворжака – именно с этой партитуры началось когда-то сотрудничество индийского Маэстро и Израильского филармонического оркестра. Сотрудничество, которое длится уже больше 60 лет. Это было в далеком 1961-м, когда 25-летний дирижер спешно заменил внезапно заболевшего коллегу. Восемь лет спустя Мета стал сначала музыкальным консультантом, как тогда именовался худрук этого коллектива (среди его предшественников был Леонард Бернстайн), еще через восемь лет – музыкальным директором и, наконец, в 1981-м – почетным и пожизненным музыкальным директором. Так, не будучи евреем по национальности (и так и не выучив иврит), Маэстро связал свою судьбу с этим коллективом и с этой страной.
Все самые страшные моменты новейшей истории молодого Израиля Мета делил со своим оркестром: в 1967-м, в самом начале Шестидневной войны, он спешно вылетел в Тель-Авив буквально на последнем военно – транспортном самолете, везущем боеприпасы, чтобы продирижировать концерт с Даниэлем Баренбоймом и Жаклин Дю Пре. В 1973-м, в разгар войны Судного дня, вместе с оркестром он дал концерт для Израильской армии прямо на полях сражений. В 1982 году была ливанская война, но Мета и его оркестр снова отправились в приграничную зону: слушателями того концерта стали ливанцы, которые тепло приветствовали музыкантов из враждебной страны. В 1991-м началась война в Персидском заливе, Саддам Хусейн обстреливал Израиль ракетами, а Зубин Мета дирижировал в Иерусалиме. В 2010-м Мета дал концерт на границе с Газой в знак поддержки похищенного заложника Гилада Шалита. Был еще один легендарный концерт среди более 3 тыс. совместных выступлений дирижера и оркестра. Тогда под управлением Маэстро объединились 170 музыкантов из Израильского филармонического и Баварского государственных оркестров, исполнив Вторую симфонию Малера – «Воскресение» – на опен-эйре под холмом, на котором когда-то был расположен концлагерь Бухенвальд.
Мета в интервью «New York Times» сказал: «Я думаю, что если евреи и немцы вместе выступают у Бухенвальда, однажды наступит примирение и с арабами»… Это было ровно 25 лет назад, в 1999-м. В 2019 году Маэстро дал «прощальный» концерт с Израильским филармоническим, которым руководил ровно полвека. Но в 2024 году Маэстро вернулся снова – в Тель-Авив, Иерусалим и Хайфу, туда, где на всех столбах и рекламных стойках вместо концертных афиш расклеены фотографии заложников, а желтые ленты – знак борьбы за возврат заложников – повязаны даже на собачьи ошейники. Огромная желтая лента вместе с призывом «Верните из домой немедленно» венчает и фасад тель-авивской Бронфман-Аудитории – зала на 2500 мест с великолепной акустикой, в котором на концертах Меты был неизменный аншлаг.
Сегодня само появление Маэстро Меты в Израиле воспринимается как самое яркое выражение его позиции, и не только переполненный зал, но и оркестр приветствовали Маэстро с неподдельным воодушевлением. Солистами в этих концертах выступили российское сопрано, солистка Пермской оперы и приглашенная солистка Новой оперы Зарина Абаева, которую с Метой уже связывает совместная постановка «Отелло» во Флоренции, и давний партнер Маэстро, скрипач Пинхас Цукерман. Дуэт двух зрелых музыкантов – 87-летнего Меты и 75-летнего Цукермана – в Пятом скрипичном концерте Моцарта стал одним из тех исполнений, которые запоминаются на всю жизнь – своей несуетностью, сосредоточенностью, полным растворением в музыке.