Новости

Потомки насильственно новообращенных сталкиваются с необходимостью борьбы за свое признание в Италии

14 августа 2018, 17:00 община
Поделиться

Когда в декабре 2013 года, через 500 лет после того, как евреи были изгнаны из Сицилии, свечи Хануки снова были зажжены в столице острова Палермо, казалось, что столетия игнорирования закончились. И когда в прошлом году здание, расположенное в сердце того, что раньше было еврейским кварталом города, было отдано, чтобы превратиться в первую синагогу Палермо через 500 лет, казалось, что иудаизм возродился на острове, как птица Феникс.

Еврейское население Сицилии, которое до изгнания составляло от 25 000 до 50 000 человек, почти полностью исчезло. Учитывая суровый ультиматум навсегда покинуть Сицилию или перейти в католичество, некоторые ушли, но большинство обратилось. Многие семьи — так называемые анусим – тайно придерживались еврейских обрядов и традиций на протяжении поколений, но с течением времени их религиозный смысл исчез. Еврейское присутствие на Сицилии и в Южной Италии в целом было настолько редким, что Союз итальянских еврейских общин заявил, что «к югу от Неаполя еврейской общины нет».

Эвелин Ауэйт, президент Сицилийского института еврейских исследований, чья неутомимая работа вызвала возрождение в Палермо, в течение многих лет чувствовала себя «единственным евреем в городе». Проблема была и остается в том, что в Италии единственными евреями, признанными таковыми, являются различные типы ортодоксов, и единственными официально принятыми гиюрами являются те, которые совершены в соответствии со строгими ортодоксальными правилами в Италии. Это приводит любого, кто принимает другой подход к столкновению с итальянским еврейским официозом, даже если этот человек является ортодоксальным сефардским раввином, как в случае с раввином Сиракузы Стефано Ди Мауро.

После возвращения в родную Сицилию в 2007 году, проведя много лет в США, раввин Ди Мауро открыл там синагогу и упорно трудился, чтобы воскресить еврейское прошлое Южной Италии. Со временем он основал небольшую, но растущую общину, помогая тем, кто думал, что они происходят из семей анусим, вновь открывать религию своих предков. Ряд из них решили принять гиюр, и вскоре Сиракуза и Ди Мауро стали магнитом для евреев и тех, кто мог быть евреями. Некоторое время казалось, что раввин Ди Мауро и UIJC могут работать вместе, но в конечном итоге отношения безвозвратно испортились.

Сиракузской общины больше нет, и Ди Мауро, в настоящее время живущий в Израиле, обвиняет итальянский еврейский истеблишмент в том, что он недостаточно приветствует анусим. UIJC отвергает обвинение и отвечает, что сделанные им гиюры были выполнены не по правилам и поэтому не могут быть официально признаны. «За последние 20 лет процесс гиюра, пожалуй, стал более продолжительным и более требовательным, по крайней мере, в Италии», – объясняет раввин Ариэль Финзи, глава еврейской общины Неаполя. «Гиюр удостоверяется раввинатом и ограничивается теми, кто имеет веру и религиозные чувства. Это не для людей, которые «просто чувствуют себя евреями». Вы можете родиться евреем и быть светским евреем, но Вы не можете пройти гиюр, чтобы стать светским евреем».

Раввин Финзи признает, что за последние несколько лет произошло значительное увеличение интереса к иудаизму. Часто это исходит от потомков анусим, которые испытывают желание вернуться к иудаизму. Однако он подчеркивает, что существует большое различие между этим желанием и тем, что он называет «сильной верой, которая заставляет совершать огромные жертвы, чтобы завершить процесс обращения, который является чрезвычайно требовательным». То, что человек — потомок анусим, указывает раввин Финзи, может быть фактором, который заставляет человека приступить к гиюру, но то, что действительно имеет значение, — это воззрения кандидата. Правила, регулирующие гиюр, одинаковы для всех, будь то анусим или не анусим. Это несколько жесткое отношение означает, что количество гиюров не соответствовало растущему интересу к иудаизму в Южной Италии.

Однако в горах Калабрии, на «носке» итальянского «сапога», другой бунтовщик отказывается сдаваться. Рожденная в США раввин Барбара Айелло не соглашалась с итальянским еврейским истеблишментом с тех пор, как в 2006 году она прибыла в свою родовую деревню Серрастретта, где через два года она основала Либеральную синагогу (теперь связанную с реконструкционистским движением). Приняв чрезвычайно открытый и инклюзивный подход, рабби Барбара с самого начала приветствовала евреев, но также и не евреев, которые заинтересованы в изучении иудаизма. Будучи, сама из семьи анусим она особенно ориентирована на них.

Вместе с некоторыми местными учеными она основала Итальянский еврейский культурный центр в Калабрии и поставила перед собой задачу исследовать забытое еврейское прошлое региона. Она подчеркивает важность «обращения», в то же время подчеркивая, что она не говорит людям: «Вы должны покинуть церковь, потому что вы на самом деле евреи». Она твердо уверена, что людям нужно знать их историю; то, что они делают с этим знанием, зависит от них.

Энтузиазм Южной Италии в отношении еврейского прошлого не ослабевает. Только время покажет, настоящее это возрождение или ложный рассвет.

thejc.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции