Последователи «раввина-чудотворца» преобразили сонную венгерскую деревню
Десятки тысяч людей прибывают на зафрахтованных самолетах, автобусах и даже вертолетах к могиле венгерского «раввина-чудотворца», чтобы помолиться о здоровье, богатстве и браках для своих детей, пишет журналист AFP Питер Мерфи.
Раз в год ортодоксальные евреи со всего мира съезжаются в сонную венгерскую деревню в поисках Б-жественного вмешательства. Ешая Штайнер, известный как раввин Шайеле, умер в 1925 году, посвятив свою жизнь кормлению бедных и совершению чудес как для евреев, так и для неевреев в крошечной деревне Бодрогкерестур. В последние годы евреи-хасиды начали стекаться в деревню, известную на идиш как Керестир, в годовщину его смерти в апреле, чтобы просить его вмешательства во всем, от бизнеса до рождения ребенка бездетными парами.
«Говорят, что всякий, кто приедет сюда, получит благословение в своей жизни», — рассказала AFP 57-летняя праправнучка раввина Тоби Аш, стоя возле своего родового дома. В этом году трехдневное паломничество посетило около 50000 евреев, в основном мужчин, что более чем в 60 раз превышает население Бодрогкерестура, по сравнению с несколькими тысячами десять лет назад. Ожидается, что это число удвоится или даже утроится к столетию со дня смерти раввина в 2025 году.
Расположенный среди виноградников в живописном винодельческом регионе Токай, Бодрогкерестур когда-то был домом для большой ортодоксальной еврейской общины. Но во время Второй мировой войны 750 ортодоксальных евреев были депортированы из села в нацистские лагеря смерти, где почти все погибли.
«Вдохновляющий»
Внук раввина и старший из ныне живущих родственников Исраэль Гросс родился в Бодрогкерестуре в 1931 году и пережил Холокост, прежде чем эмигрировать в США. «Люди звонят мне каждый день, чтобы спросить, есть ли у меня сила от моего деда», — с улыбкой рассказал AFP Гросс, который приезжает сюда не реже раза в год. После того как в 1989 году в Венгрии закончился сорокалетний коммунистический период, потомки раввина выкупили его дом и начали принимать паломников.
«Люди, которые приезжают сюда, чувствуют себя возвышенными и связаны со своими корнями», — заявил AFP другой праправнук, Менахем-Мендл Рубин. «Они чувствуют, что раввин слушает их», — заметил 38-летний мужчина, который каждый месяц приезжает из Нью-Йорка. Внутри жилого комплекса длиннобородый мужчина на идиш призывал паломников к молитве, в то время как работники кухни усердно готовили кошерный хлеб и мясные блюда. По главной улице автобус доставлял паломников к еврейскому кладбищу на холме, возвышающемся над деревней.
Новоприбывшие, в том числе «VIP-персоны», высадившиеся из вертолетов, пробирались через заграждения к мавзолею раввина, где толпы верующих пели молитвы, ритмично покачиваясь с закрытыми глазами. Надгробие увешано гирляндами писем паломников с просьбами для себя, своих родственников и друзей. «Я попросил друзей со всего мира прислать мне свои имена. И сказал, что буду молиться за них на его могиле, что я и сделал», — рассказал AFP 55-летний житель Лондона Шон Каспер. «Я здесь уже третий раз. Это вдохновляет меня быть лучше, помогать другим людям. Это было простое послание раввина», — заявил он.
«Немного сюрреалистично»
Напротив родового дома 87-летний житель деревни Ласло Бозсо вспоминал свою бабушку, которая попросила легендарного раввина помочь ей завести детей. «Наконец-то у нее появились дети, вот почему я здесь. Это чудо!» – заявил он. «Все это немного сюрреалистично», — заметил AFP мэр Бодрогкерестура Иштван Розгони. «Христиане и евреи мирно сосуществовали здесь на протяжении веков, но внезапный приток в последнее десятилетие стольких евреев-иностранцев стал культурным шоком для некоторых местных жителей», — заявил он.
В этом году впервые — чтобы уменьшить хаос на дорогах, вызванный большими туристическими автобусами, — полиция закрыла деревню на три дня. Некоторые местные жители пожаловались агентству AFP на необходимость предъявить удостоверение личности, чтобы войти в деревню во время паломничества. Другие ворчали по поводу стремительного роста цен на недвижимость, поскольку паломники скупают дома только для того, чтобы оставлять их пустыми круглый год. Но многие из них получили экономическую выгоду от бума религиозного туризма. «Мне нравится атмосфера праздника», — заявил 34-летний Тамас Куруц, продавая в киоске самодельные магниты на холодильник «Рабби Шайеле».