Новости

Последняя синагога Бейрута отчаянно нуждается в финансировании после серьезных повреждений в результате взрыва в порту

8 октября 2020, 13:00 Ливан
Поделиться

Последняя оставшаяся синагога Бейрута отчаянно нуждается в финансировании более чем на 500000 долларов, чтобы помочь восстановить разрушения, нанесенные недавним взрывом в порту, который вызвал разрушения по всему городу.

На фоне последнего эпизода, разрушившего и без того разоренный войной город 4 августа, большая часть некогда впечатляющего потолка синагоги рухнула в результате взрыва. Все оконные и дверные рамы были разбиты вдребезги. Трагедия произошла всего через несколько лет после восстановления синагоги «Маген Авраам», в миле от разрушенного порта. Она была сильно повреждена во время гражданской войны, и в 2014 году ее вновь открыли, проведя торжественный прием, на котором присутствовали высокопоставленные представители разных конфессий, представленных в городе. Однако с тех пор службы здесь не проводились.

Это больше, чем место для молитв, это последнее воспоминание о некогда процветающей общине, которая на пике своего развития в 1950-х годах насчитывала около 15000 человек. Сейчас в городе живет менее 30 евреев, многие из которых сменили имена и хранят свою религиозную принадлежность в секрете в мире, который больше не является таким, каким он был раньше. Наги Зейдан, франко-ливанский христианский историк и автор недавно опубликованной книги «Евреи Ливана», побывал в сердце умирающей общины, собирая материалы для своей последней книги в течение 25 лет. «Община остро нуждается в поддержке для ремонта здания», – пояснил он.

Синагога была ключевой частью общины на протяжении десятилетий, местом встречи евреев Ливана с момента ее открытия в августе 1926 года. Она была даром Моше Сассона, сирийского еврея, жившего в то время в Индии. «Маген Авраам» была известна как самая красивая синагога страны, оформленная в классическом арабском стиле с величественными люстрами, мраморным интерьером, красочными деталями и богато украшенными залами. «Даже евреи Сайды, имевшие собственную синагогу, предпочитали жениться в «Маген Авраам»», – говорит Зейдан. «Это место, полное прекрасных воспоминаний, которые навсегда останутся в памяти ливанских евреев и неевреев». Ее сохранение имеет решающее значение для истории евреев в городе, присутствие которых в Бейруте восходит к 1800 году, когда там поселилась семья Леви, прибывшая из Багдада. Однако на национальном уровне еврейская история насчитывает более 3000 лет, это одна из старейших еврейских общин региона, восходящая к поселению в Сайде.

«Эта синагога – единственное здание, которое демонстрирует присутствие старейшей еврейской общины Ливана среди 17 других религиозных общин», – отметил Зейдан.

В синагоге не было раввинов с 1985 года, а последние выжившие евреи города молятся дома. В 1950-х и 1960-х годах по всей стране было 18 синагог. После создания Государства Израиль Ливан был единственной арабской страной, в которой еврейское население росло. И только после войны Йом-Кипур евреи начали уезжать – и очень быстро.

Моше Заафарани вырос в Бейруте, синагога была центром его общины. От благотворительности до образования, от спорта до музыки — это было «бьющееся сердце» общины. Хотя он покинул город, когда ему было всего 14 лет, он сказал, что даже сейчас она занимает место в его сердце. «Я считаю, что ее необходимо сохранить», – говорит Заафарани, директор департамента в Министерстве образования. «Я знаю, что некоторые люди задаются вопросом, почему это надо делать, когда там никто не молится, но я искренне надеюсь, что однажды евреи снова смогут там молиться». Он надеется, что в связи с наступающим миром во всем регионе после недавних «Соглашений Авраама», синагоге все еще может найтись место в еврейской жизни региона. «Там было очень красиво – и когда вы входили внутрь, это было особенное ощущение», – вспоминает он. «Даже те, кто посещал другие синагоги, приходили на такие большие мероприятия, как свадьбы и похороны, так что это было единственное место, где собирались все мы». Даже такие люди, как президент и премьер-министр, а также главы других конфессий, посещали синагогу и выражали свое почтение во время религиозных праздников.

Теперь Заафарани надеется, что евреи как в Ливане, так и за рубежом смогут объединиться, чтобы поддержать усилия по восстановлению. «Если люди хотят узнать больше, они могут связаться с ILAI, Общиной ливанских евреев в Израиле», – заметил он.

Раввин Эли Абади покинул Бейрут, когда ему было всего 10 лет. Живущий сейчас в Нью-Йорке, он вырос в общине синагоги, будучи сыном одного из местных раввинов, раввина Абрахама Абади. Он по-прежнему дистанционно ведет лекции для небольшой общины. «Она олицетворяет историю. Ее нужно спасти», – говорит Абади. «Не спасти эту синагогу означало бы стереть 2000-летнюю историю евреев в Ливане» – хотя он тоже надеется, что однажды община сможет вернуться, чтобы снова молиться там, после того как в регионе будут заключены новые мирные соглашения.

Еврейская история в стране стремительно стирается. В Сайде, на юге Ливана, одна синагога в настоящее время занята палестинской семьей сирийского происхождения, говорит Зейдан, который лично посетил каждую достопримечательность страны в рамках своего обширного исследования. Есть также синагога в Бхамдуне, почти разрушенная, и то же самое можно сказать о городе Алайх, где синагога была разрушена много лет назад. «В Триполи на севере Ливана до сих пор существует синагога, занятая фабрикой по окраске тканей», – замечает Зейдан, добавив, что еврейское кладбище Триполи было преобразовано в стекольный завод и заправочную станцию. Сохранились всего два еврейских кладбища – одно в Бейруте, а другое в Сайде. «Около 90% еврейских домов в Сайде были реквизированы и захвачены ливанцами», – подчеркнул он.

Абади говорит, что виновные во взрыве должны заплатить за ущерб, причиненный в тот трагический день. «Виновники взрыва должны нести прямую ответственность не только за синагогу, но и за все здания, поврежденные в тот день» – подчеркивает он.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции