Новости

Последние саудовские учебники отражают все более позитивный сдвиг в сторону евреев и Израиля

29 мая, 19:00 Саудовская Аравия
Поделиться

Школьная программа Саудовской Аравии продемонстрировала положительные улучшения в плане толерантности и инклюзивности, а также значительную модерацию антиизраильских материалов, показало новое исследование Института мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании (IMPACT-se), опубликованное 28 мая, сообщает «The Jerusalem Post».

В ходе исследования был рассмотрен 371 учебник, опубликованный в период с 2019 по 2024 год, и основное внимание уделялось тому же содержанию, которое было выделено в предыдущем исследовании IMPACT-se в 2023 году. Особое внимание было уделено гуманитарным предметам, в частности арабскому языку, исламским и общественным наукам, жизненным и семейным навыкам, критическому мышлению, географии, истории и литературе. Содержание учебников было проанализировано в соответствии со стандартами мира и толерантности ЮНЕСКО.

Исследование показало, что почти все ранее выявленные примеры ненависти к евреям и христианам были удалены. Кроме того, снизился уровень негативного изображения «неверных» и «многобожников». Однако еще есть примеры, касающиеся проклятий в их адрес. Согласно данным IMPACT-se, предыдущие учебники включали обвинения евреев и христиан в «предательстве и враждебности» против мусульман, заговорах против ислама, рассказы об их наказании Б-гом в виде превращения в обезьян и свиней за поклонение дьяволу, а также клеймение веры в божественность Иисуса как ереси.

Согласно исследованию, в новых учебниках атеизм описывается как опасное явление, которое может привести к моральному разложению. В некоторых примерах атеизм сравнивают с терроризмом и религиозным экстремизмом. Однако объяснение, в котором говорилось, что атеизм возникает у мусульман, чьи души захвачены дьяволом, было удалено.

Взгляды на Израиль

Как говорится в исследовании, восточный Иерусалим упоминается в учебниках как оккупированный и столица Палестины. Это отличается от учебной программы других арабских или мусульманских стран, в которых столицей Палестины называется весь Иерусалим. Что касается ссылок на сионизм и Израиль, учебники больше не описывают сионизм как «расистское европейское движение» и больше не обвиняют сионистов в поджоге мечети Аль-Акса в 1969 году. Они также больше не говорят, что причиной Шестидневной войны стало то, что Израиль намеревался расширить свою территорию и захватить религиозные объекты. Израиль до сих пор не обозначен на картах. Однако в некоторых случаях Палестина также не фигурирует на картах.

Всего из старых учебников был удален 21 случай антиизраильских настроений. Также уменьшилось количество контента, пропагандирующего джихад и мученичество. В этом году все «проблемные» примеры были удалены или изменены, в том числе исключено толкование джихада как насильственного акта, вместо этого сделан акцент на ненасильственных интерпретациях джихада, таких как джихад «самого себя».

Исследование также показывает, что в новых учебниках критикуются радикальные религиозные идеологии, в том числе экстремистские организации, такие как «Братья-мусульмане», «Хезболла», ИГИЛ (запрещено в РФ), «Аль-Каида» (запрещена в РФ) и хуситы. В новом учебнике «Применение права» изучаются законы о борьбе с терроризмом. Помимо сокращения пропаганды радикализма, наблюдается улучшение в гендерных вопросах. Заявления о том, что женщины должны подчиняться своим мужьям, запрет назначать женщин судьями и инсинуации о том, что женщины частично виноваты в том, что их притесняют, были сняты.

Согласно докладу, в новых учебниках вновь сделан акцент на вкладе женщин в развитие Саудовской Аравии. До сих пор существует традиционный подход к гендерным ролям в обществе и дома. Кроме того, была удалена ссылка на гомосексуальность как на запрещенный акт, поскольку он представляет собой «чудовищное злодеяние», однако переодевание по-прежнему запрещено. В одном учебнике было изменено содержание, и переодевание в одежду другого пола больше не является «большим грехом».

IMPACT-se занимается мониторингом школьных программ Саудовской Аравии с начала 2000-х годов, после терактов 11 сентября 2001 года, которые подняли вопросы о роли школ в радикализации молодежи на Ближнем Востоке.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции