После 7 октября большинство израильтян чувствуют более глубокую связь с евреями диаспоры и готовы к реформам в сфере отношений религии и государства
Новое исследование, проведенное «Лобби одного миллиона» и Центром еврейского и демократического права «Меномадин», показывает, что после начала войны между Израилем и ХАМАСом 70% израильтян чувствуют более глубокую связь с еврейской общиной в Израиле и диаспорой, и 61 % считают, что для сохранения единства Израиля необходимо принять новый подход в религиозной сфере, пишет «The Jerusalem Post».
По данным его сайта, «Лобби одного миллиона» представляет потребности 1,2 миллиона русскоязычных израильтян перед лицами, принимающими решения. Опрос был проведен Институтом «Шилув» и проанализирован «Sphinx», в нем приняли участие 456 мужчин и женщин в возрасте 18 лет и старше, представляющие общенациональную, случайную и репрезентативную выборку еврейского населения Израиля, говорящего на иврите. Результаты опроса также затрагивают взгляды на вопросы религии и государства.
Они показывают, что израильтяне более склонны поддерживать существенные изменения в сфере отношений между религией и государством, вопроса «Кто такой еврей». И законов о личном статусе (брак и развод), которые обеспечат чувство принадлежности к нации любому, кто считает себя частью еврейского народа и Государства Израиль, даже тем, кого Галаха необязательно признает евреем.
Примерно 70% еврейского населения Израиля чувствуют более глубокую связь с евреями диаспоры. Чувство солидарности значительно укрепилось внутри харедимного сектора – 78%, религиозного сектора – 84%, а также существенно возросла солидарность среди репатриантов из бывшего Советского Союза – 75% и из других стран – 85%.
Что касается отношений между религией и государством Израиль, явное большинство еврейского населения Израиля (61%) считает, что Главный раввинат должен принять галахический подход, который соответствует позициям израильской общественности, чтобы сохранить единство среди народа. Лишь 23% высказались против этого.
Согласно опросу, 71% населения считает частью еврейского народа лиц, служащих в армии и являющихся «Зера Исраэль», потомком еврея, который по той или иной причине не считается евреем согласно галахическим законам. Только 22% выразили несогласие с этой позицией. Большинство населения (68%) считает, что тот, кто служил в армии или национальной службе и является «Зера Исраэль», имеет право быть похороненным на еврейском кладбище без четкого разделения. Лишь 18% высказались против этого. Аналогичный процент населения (67%) поддерживает предложение об ускоренном процессе гиюра для солдат, а 21% выступают против него.
Что касается вопроса гражданского брака, который крайне спорен в израильском обществе, 65% требует, чтобы государство предоставило разрешения на брак для израильтян из «Зера Исраэль», желающих вступить в брак с евреями. Лишь 23% высказались против этого. Вариант гражданского брака для тех, кто не желает вступать в брак через раввинат, поддерживает 61% населения, а 26% выразили протест. Хотя основная оппозиция гражданским бракам в принципе исходит от религиозной и ультраортодоксальной части общества, похоже, что внутри религиозного сообщества существует относительная открытость – 24% населения поддерживают эту идею, а 16% безразличны к этому вопросу.
Генеральный директор Ассоциации «Лобби одного миллиона», Алекс Риф, прокомментировал результаты опроса, заявив: «В разгар войны, разразившейся в нашем доме в течение последних 100 дней, мы никогда не чувствовали себя более сплоченными, и наша общая судьба никогда не имела более реального воплощения. Проходят дни, и кажется, что, вопреки лицам, принимающим решения, которые возвращаются к рутине 6 октября, занимаясь мелкой политикой, поливая грязью и придерживаясь того же краткосрочного видения, израильское общество оказалось на несколько шагов впереди. Оно готово противостоять сложным вопросам израильского общества, решать и предоставлять принадлежность и равенство каждому, кто разделяет еврейскую судьбу. Пришло время лицам, принимающим решения, осознать масштабность момента, силу единства в народной борьбе и перейти от слов к действиям».