Поселенцы берутся за археологию Западного берега после обрушения древней стены, связываемой с Йегошуа бин Нуном
26 января Шуки Левин стал свидетелем того, что он назвал «террористической атакой». На чрезвычайно редком археологическом объекте раннего железного века на горе Эйваль недалеко от города Наблус на Западном берегу, внешняя стена, простоявшая более 3000 лет, неоднократно проламывалась во время дорожных работ Палестинской администрации, что привело к необратимым повреждениям, сообщает «The Times of Israel».
В то время как интерпретация того, для чего именно использовалось это культовое место и кем – все еще остается предметом споров, археологи соглашаются, что оно датируется примерно 11 веком до н.э., когда евреи начали заселять землю Ханаан. Спустя более трех тысячелетий это место стало фокусом кампании поселенцев, которые хотят, чтобы Израиль играл более активную роль в сохранении археологических памятников в районах, контролируемых палестинцами, и которые, возможно, сами нанесли вред памятнику в результате скрытой попытки «отремонтировать» древнюю стену.
Повреждение стены произошло во время санкционированных Израилем дорожных работ, проводимых палестинскими властями для соединения Наблуса с близлежащей деревней Асира аш-Шамалия. После того как об этом стало известно, мэр Асиры аш-Шамалии заявил, что любой ущерб был нанесен случайно. Место, известное местным жителям как «Аль-Бурнат» или «цилиндр» по-арабски, считается чрезвычайно редкой и важной иллюстрацией раннего еврейского поселения, единственного в этом районе. «Это важное место, принадлежащее к волне поселений в высокогорье на ранней стадии железного века», – заявил профессор Исраэль Финкельштейн, один из ведущих исследователей поселений железного века в этом регионе. «Насколько я могу судить, оно датируется 11 веком до н. э. Таким образом, его можно понимать как отражающее жизнь тех групп, которые основали Израильское царство (Северное царство) в 10 веке до н. э. Другими словами, это ранний израильский объект», – заявил он «The Times of Israel».
Профессор Университета Бар-Илан Арен Мейр заявил «The Times of Israel», что это место, вероятно, имеет большое значение «в мировом масштабе – важный объект культурного наследия для всех, кто интересуется историей и культурой этого региона». Это место также почитается некоторыми христианами и иудеями как место, которое описано в Книге Йегошуа бин Нуна как «жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа» (8:31). В 1980-х годах профессор Адам Зерталь после нескольких сезонов раскопок идентифицировал этот жертвенник с объектом на горе Эйваль. Научное археологическое сообщество в значительной степени отвергло эту библейскую идентификацию, но исследователи единодушны в своем мнении о значимости этого места, независимо от того, является ли оно алтарем Йегошуа бин Нуна. «Даже не принимая интерпретацию Зерталя, это чрезвычайно важное место, представляющее не только самую раннюю фазу «израильского поселения» в раннем железном веке, но также одно из немногих культовых мест, связанных с этим феноменом», – подчеркивает Мейр.
Левин, бывший профессионал в области безопасности, ставший гидом, который также работал на раскопках у Зерталя, обнаружил повреждение стены, которая ограничивает внешний край территории железного века, когда он привел группу лидеров поселенцев на гору Эйваль. «Я приехал с группой из Регионального совета Самарии, чтобы рассказать им о различных местах на горе», – заявил Левин «The Times of Israel». Он обнаружил, что в нескольких местах вдоль пограничной стены возрастом около 3000 лет тяжелая техника «съела» части каменного заграждения, сказал он. Кроме того, по его словам, также были разрушены около восьми груд камней к западу от стены, которые были частью поселения железного века. Он подтвердил, что ядро участка, которое он называет алтарем на основании анализа и интерпретации раскопок Зерталя, не затронуто. Левин рассказал «The Times of Israel», что в 1997 году, когда он проработал на этом участке в течение нескольких сезонов, Зерталь повысил его до руководителя участка раскопок по сохранению, «чтобы быть уверенным, что арабы, которые приехали заниматься консервацией, работали согласно указаниям Зерталя». Сегодня Левин является одним из видных хранителей этого места и часто водит еврейских и христианских паломников на экскурсии к возможному алтарю, пропагандируя точку зрения Зерталя, умершего в 2015 году.
У Левина большие планы по восстановлению вывесок на английском, иврите и арабском языке (все предыдущие вывески были украдены, сказал он), а также ограждению, чтобы обозначить границы. Консервация на этом месте нуждается в обновлении, и он обеспокоен тем, что люди могут травмироваться.
Сразу после того, как Левин стал свидетелем безудержного разрушения стены на горе Эйваль, он предупредил группу активистов «Шомрим аль-Ханецах» («Сохранение вечного»), которая связана с правой НПО «Регавим» и работает над защитой археологических памятников на Западном берегу, в том числе на землях, контролируемых Палестинской автономией. Место на горе Эйваль – одно из десятков важных археологических памятников, расположенных в Зоне B Западного берега, и, следовательно, находится под эгидой Палестинской администрации, которая должна поддерживать и защищать объекты наследия в соответствии с Соглашением Осло. В правительство ПА действительно входит министр туризма и археологии, но, по словам исследователей, у него нет сильной группы археологов, которым поручено охранять и поддерживать десятки памятников, которые усеивают территорию, и ПА не регулярно обеспечивает археологический надзор во время дорожных работ и сооружения инфраструктуры. Министр ПА и другие представители правительства Палестины отклонили неоднократные просьбы «The Times of Israel» о комментарии.
Правые израильские активисты давно обвиняют палестинцев в неспособности должным образом сохранить объекты наследия, и они быстро превратили разрушение объекта на горе Эйваль в призыв о поддержке к своим сторонникам. Координатор операций «Шомрим аль-Ханецах» Гай Дерех обнаружил видеоролик, в котором строительная бригада из Асиры аш-Шамалии проводит дорожные работы рядом с местом, размещенный на странице муниципалитета в «Фейсбуке». Группа активистов перевела его на иврит и распространила среди избранных правых израильских СМИ, где он быстро привлек внимание основных израильских СМИ. В конце концов, эта история добралась до высших политических эшелонов: президент Реувен Ривлин призвал ЦАХАЛ защитить это место, заявив: «Наша земля богата святыми местами, имеющими огромную религиозную, историческую и археологическую ценность. Эти места, в том числе алтарь Йегошуа бин Нуна на горе Эйваль, являются объектами наследия неисчислимой национальной и универсальной ценности».
Депутат Цви Хаузер призвал членов Комитета по иностранным делам и обороне посетить это место. Но министр обороны Бени Ганц ответил, что археологические раскопки не пострадали и что он не будет привлекать солдат ЦАХАЛ в это дело, поскольку визит будет «политическим по своему характеру». Другие правые также ухватились за этот вопрос в политических целях, в том числе те, кто обвиняет палестинцев в «террористической атаке» на археологию. Глава партии «Ямина» Нафтали Бенет разместил на своем сайте собственный видеоролик, в котором глава регионального совета Самарии Йоси Даган подчеркивает «библейские» связи с этим местом и обвиняет Палестинскую администрацию в проведении «акции по типу Исламского государства».
Пик этой истории пришелся на 11 февраля, когда Даган инициировал тайную «реставрационную» операцию без надзора со стороны опытного специалиста-археолога, занимающегося сохранением памятников. По словам Левина, хотя разрушения были «закрыты», новые стены не выглядят аутентичными. (На этой неделе он намерен пригласить на это место археолога.) «Я не знаю, что является большей трагедией, – заметил по этому поводу доктор Ассаф Авраам, специалист по строительству в раннем железном веке, – первоначальное разрушение или попытка реконструкции».
Для нетренированного глаза низкая пограничная стена, окружающая место «жертвенника Йегошуа бин Нуна» на горе Эйваль, выглядит как любая террасная стена, созданная фермерами, удаляющими камни с пахотных полей на протяжении веков. Первоначальный ущерб, по всей видимости, был нанесен в декабре во время работ по прокладке новой дороги, соединяющей Асиру аш-Шамалию и Наблус. Вместо того чтобы перевозить грузовиком гравий, который будет использоваться в качестве первого слоя дороги, палестинский подрядчик привез машину, предназначенную для дробления камней на участке и превращении их в гравий. По словам Авраама и полудюжины других опрошенных, подрядчик ошибочно принял низкую барьерную стену, построенную в раннем железном веке, за обычную террасу. Археологи полагают, что стена, возможно, была построена как способ очертить священное пространство культового места, но для многих посетителей «место» на самом деле является алтарем, расположенным в глубине участка в нескольких метрах от невысокой древней пограничной стены.
В беседе с «The Times of Israel» мэр Асиры аш-Шамалии Хазем Ясин отрицал, что на новой дороге использовались камни с места археологических раскопок, и настаивал на том, что это место не было повреждено дорожными работами. «Мы построили дорогу частично для того, чтобы облегчить доступ к археологическим раскопкам. Зачем нам их уничтожать?» – заявил Ясин. Говоря конкретно о явной ссылке на святыню в муниципальном видеоролике, показывающем строительство, который был распространен «Шомрим аль-Ханецах», Ясин подчеркнул, что обвинение основано на недоразумении. «Под этим названием местные жители подразумевают весь район, а не только этот участок. Камни, которые мы использовали для дороги, были взяты не с участка. «Аль-Бурнат» — это территория, простирающаяся более чем на 800 дунамов», – заявил Ясин. Но он все же признал, что некоторые жители сняли несколько камней со стены рядом с местом, которое, по его словам, находилось «в 300 метрах от них». Он рассказал, что к нему позже подошли израильские офицеры, которые сказали, что камни были частью этого места. «Они сказали, что это стена участка, но мы считаем, что это старая стена, отделяющая одно пространство от другого. Мы не думаем, что это имеет какое-то отношение к тому месту. Если возникнут какие-либо проблемы, мы будем рады сотрудничать и восстанавливать», – заключил Ясин.
Обращаясь к Ганцу и мэру Асиры аш-Шамалии, Авраам прямо заявлял: «Разрушенная стена является частью этого места, частью комплекса. Это, как если бы размололи часть Стены Плача — это часть священного пространства». Авраам объяснил, что, хотя стена явно не предназначена для укрепления, она относится к тому же периоду и, похоже, является формой границы. «Почему они построили ее и для чего она использовалась, все еще обсуждается», – заявил Авраам. Авраам отметил, что, хотя он может понять мотивы случайной перестройки, он видит в этом упущенную возможность провести новые археологические исследования с использованием методов, которые не были широко доступны во время раскопок Зерталя, такие, как оптически-стимулированная люминесценция (OSL) и даже радиоуглеродный анализ на месте органических образцов.
Неконтролируемая реконструкция потенциально устранила эту возможность, хотя он сказал, что планирует посетить это место и, возможно, принять участие в попытке спасти то, что могло остаться. «Вся проблема в том, – подчеркнул Авраам, – что это Зона B, и там нет защиты Израиля». По словам Дереха, который получает степень бакалавра археологии в Университете Бар-Илана, этот вакуум власти и ответственности является основополагающей мотивацией для группы «Шомрим аль-Ханецах». «Реставрация красивая и эстетичная, но нанесенный ущерб необратим», – заявил Дерех. «Недостаточно просто реконструировать, мы должны быть уверены, что инциденты подобного рода не повторятся в будущем». Дерех утверждает, что есть десятки других объектов наследия, которые не охраняются ПА. «Мы требуем от правительства Израиля взять на себя общую ответственность за все пострадавшие объекты в Иудее и Самарии, а также в районах A, B и C. Не ждать, пока будут разрушения», – отметил он.
Дерех заявил, что существует прецедент для одностороннего шага восстановления контроля со стороны Израиля: «В Соглашении Осло также написано, что ЦАХАЛ не должен входить в Зону А. Но когда были террористические атаки (во время Второй интифады), и одна сторона не выполнила свои обязательства, то Израиль вошел туда», – заявил Дерех. Когда дело доходит до операций по обеспечению безопасности, подчеркнул Дерех, «Израилю очень легко предпринять эти шаги. В ту минуту, когда речь идет о нашем наследии, основе нашего существования, они колеблются. Там, где есть власть без ответственности, эту ответственность должна брать на себя другая сторона».