Польский премьер: «Без поляков невозможно было бы спасти евреев»
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил в письме своему другу раввину Шмуэлю Ботеаху, что ни один еврей не смог бы пережить Холокост без помощи поляков. «Ни одна еврейская семья, ни один из наших еврейских братьев и сестер, не смогли бы выжить во время Шоа без помощи польских семей и соседей», – написал Моравецкий Ботеаху, и далее утверждал, что справедливый анализ обстоятельств, связанных со спасением 300 000 польских евреев во время войны ясно показал, что «гораздо больше поляков принимали участие в спасении евреев, чем было вовлечено нацистами в их преследование».
«Я не знал семьи, в которой не были бы спрятаны евреи, – эта фраза очень часто использовалась в отчетах поляков времен войны», – написал он, заявляя, что это «ключ к пониманию сложных польско-еврейских отношений и подтверждено по многочисленным еврейским отчетам».
Личная переписка, полученная Ynet, показывает дружбу между польским премьером, который был в центре споров вокруг закона о Холокосте Польши, криминализирующего приписывание виновности Польше за преступления во Второй мировой войне, и раввином Ботеахом, известным, как «раввин знаменитостей», который сам является знаменитостью.
Их дружба восходит ко времени пребывания Моравецкого в качестве министра казначейства страны, польского лидера принимали тогда в доме Ботеаха в Нью-Джерси, а недавно пригласили на традиционную еврейскую конвенцию в Нью-Йорке. В своей личной переписке Моравецкий выразил свое разочарование в связи с кризисом, возникшим между Израилем и Польшей, и заявил, что это было результатом непонимания того, что польская нация желала осуществить: снять ответственность за преступления нацистов во время войны с польских государственных учреждений и нации.
«Напряженность между Израилем и Польшей глубоко огорчила меня», – написал Моравецкий, добавляя, что «отсутствие надлежащих связей и непреднамеренные недоразумения» сыграли определенную роль в дипломатическом кризисе. «Польша является твердым союзником Израиля, и на фоне растущей волны антисемитизма в Европе наша страна снова выступает убежищем для еврейской общины, как это было на протяжении восьми столетий до начала Второй мировой войны», – заявил он.
Несмотря на выраженную им озабоченность, премьер-министр Моравецкий настаивал на том, что закон необходим для того, чтобы добиться справедливости для польского народа, который, как он говорит, был ложно обвинен в то время, как поляки фактически спасли десятки тысяч евреев во время Холокоста. «Закон должен защищать правду».
Моравецкий подчеркнул, что существует «структурное различие между предполагаемым участием или соучастием Польши, или поляков в Холокосте и отдельными актами конкретных поляков против евреев, и такими же актами отдельных лиц любой другого национального или этнического происхождения». Это, возможно, намек на прошлое утверждение Моравецкого о том, что евреи каким-то образом были замешаны в Холокосте, которое он недавно адресовал журналисту Едиот ахронот, сыну выживших в Холокосте Ронену Бергману.
«Холокост был организованным Германией геноцидом европейских евреев, против которого боролись законные польские государственные учреждения такие как: (правительство в изгнании) в Лондоне, и в оккупированной Польше. Любой, кто помогал немецким нацистам убивать евреев, был преступником и его казнили сторонники польских подпольных сил. Этот закон должен защищать эту истину, поскольку она является важной частью правды о Холокосте», – писал Моравецкий.
Письмо польского премьера раввину Ботеаху показало, что он хотел очистить репутацию польской нации, хотя и не за счет жертв. «Личный опыт Шоа – одна из самых травмирующих вещей, которые можно вообразить, и польское законодательство никогда не предназначалось для предотвращения любых обсуждений, основанных на фактах, касающихся этой невыразимой трагедии», – пояснил он. «Несмотря на жертву, принесенную миллионами поляков во время Второй мировой войны, они по-прежнему ошибочно считаются сообщниками немцев – и это происходит слишком часто». Чтобы проиллюстрировать это, он отметил, что польские власти вынуждены были вмешиваться в 1300 случаев за последние несколько лет, когда в мировых СМИ формировалось впечатление, что концлагеря, построенные на польской территории, были местной инициативой. «Международные эксперты согласны, что использование терминов «польские концентрационные лагеря /лагеря смерти», приводит к искажению исторической правды о Холокосте», – сказал он, добавив: «Фраза «польские лагеря смерти» сама по себе является лишь частью гораздо более серьезной проблемы, обвинения Польши в преступлениях нацистской Германии».
О будущем израильско-польских отношений премьер-министр Моравецкий написал следующее: «Я хотел бы заверить вас, что сделаю все возможное, чтобы улучшить отношения. У Польши и Израиля есть моральное обязательство быть хранителями истины о Холокосте из-за их совместной истории».
Для дальнейшего развития отношений премьер-министр пригласил американского раввина в свою резиденцию лично воспринять историю спасения евреев в Польше, а также изучить его семейную историю. «Я хотел бы поговорить с вами об этих ужасных временах: о еврейских чувствах и чувствах поляков. В моей семье, как со стороны моей матери в Станиславе, так и со стороны моего отца в Наварзице, были примеры спасения наших еврейских братьев и сестер. Я хотел бы, чтобы вы тоже услышали их рассказы». «Мы не можем позволить истине размываться или исчезнуть. Мы боремся только за правду – не больше, не меньше. Эта истина должна стать прочной основой для столетий счастливого сосуществования», – заключил Моравецкий свое письмо.