Новости

Польша проводит националистический ребрендинг музея Второй мировой войны

5 февраля 2018, 13:00 польский закон о Холокосте
Поделиться

Спорный новый музей Второй мировой войны, который открылся в Польше в марте прошлого года, стал символом Европы, разделенной между теми, кто противостоит конфликтным реалиям и разделяет взгляды националистов на историю. Музей Второй Мировой войны должен был стать самой грандиозной летописью самой мрачной главы в современной истории Европы.

Его идея заключалась в том, чтобы создать интернациональный музей, контекстуализируя опыт Польши в войне и оккупации. Холокост должен был рассматриваться как отдельная тема, при этом консультантом должен был выступить Тимоти Снайдер, автор бестселлера «Кровавые Земли: Европа между Гитлером и Сталиным».

Но правая партия «Право и справедливость» (PiS) и ее лидер Ярослав Качиньский выступили против такого подхода. Г-н Мачевич – до прошлого года директор музея, рассказал Jewish Chronicle, что лидер PIS считает, что музей «поставит под угрозу историческую уникальность Польши, мученичество и героизм», представив историю Польши наряду с историей других стран.

PiS пришла к власти в октябре 2015 года, когда строительство музея было закончено. В попытке вернуть все под свой контроль правительство создало в Гданьске музей, посвященный началу обстрела города в начале Второй мировой войны, а в апреле 2017 года объединило его с Музеем Второй мировой войны. На место г-на Мачевича был назначен новый директор. «Они пытаются сделать его более польским, что бы это ни значило, добавив некоторые новые элементы», – сказал г-н Мачевич.

Представитель музея сказал, что любые изменения призваны «дополнить послание» главной выставки «показывая героев, которые посвятили свою жизнь защите своей родины». По его словам, польская точка зрения «недостаточно представлена» и «должна быть сбалансирована, чтобы показать настоящих жертв и агрессоров».

Судьба музея Гданьска – это микромир более широкой борьбы в Европе между теми, кто примирится с прошлым, и теми, кто игнорирует или пересматривает его. Вскоре после вступления на пост президента Франции Эммануэль Макрон пошел дальше, чем любой из его предшественников, взяв на себя национальную ответственность за Холокост. Он высказался по поводу облавы Вель д’Ив, когда французская полиция арестовала более 13 000 евреев в течение двух дней в июле 1942 года. «Действительно, Франция организовала это», – сказал г-н Макрон в июле прошлого года, добавив, что «ни один немец» не был вовлечен в это. Коллаборационистский режим Виши, продолжил он, «был правительством и администрацией Франции». Но левый лидер Жан-Люк Меланшон обрушился на президента, утверждая, что не в его силах «присвоить французскому народу статус палача. Нет, нет, Виши не Франция!» «Франция не была ответственна за Вель д’Ив», – таков был вердикт крайне правого политика Марин Ле Пен.

В Венгрии, где партия премьер-министра Виктора Орбана ведет кампанию против американского филантропа Джорджа Сороса, которая часто считается антисемитской, образ коллаборационистского военного лидера Миклоша Хорти подвергся реабилитации. В прошлом году Орбан назвал Хорти «исключительным государственным деятелем».

И в самой Польше PiS организовывала атаки на исследователей Холокоста, таких как Ян Т. Гросс, чья книга «Соседи» подчеркнула роль обычных поляков в убийстве евреев в восточном городе Едвабне. «В стране наблюдается негативная реакция на историческую самокритику, которую некоторые находят травмирующей», – сказал г-н Мачевич.

В музее Гданьска один из главных экспонатов уже изменился: фильм, иллюстрирующий долгосрочные последствия войны, был заменен анимационным фильмом, посвященным польскому опыту XX века. Это, говорит господин Мачевич, пример более широкой тенденции в Польше: «резкая изоляционистская, ксенофобская реакция» против Европы и поворот к изоляционизму.

Jewish Chronicle

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции