Политик из АдГ хочет остановить акцию памяти жертв нацистов
В ФРГ новый скандал вокруг правопопулистской партии “Альтернатива для Германии”. Один из ее политиков высказался против общеевропейского проекта “Камни преткновения”.
“АдГ грубо и беззастенчиво пытается уничтожить то, что привнесли в немецкое общество люди, пережившие Освенцим”. Так во вторник, 20 февраля, в расположенном в Берлине Международном комитете Освенцима (IAK) отреагировали на последние высказывания одного из политиков правопопулистской партии “Альтернатива для Германии” (АдГ) Вольфганга Гедеона (Wolfgang Gedeon). И обратились к жителям Германии с призывом, который можно перевести так: на этот раз бороться с антисемитизмом надо уже “в зародыше”.
“Камни преткновения”
Возмущение представителей Комитета вызвали высказывания Гедеона, который помимо членства в АдГ является депутатом ландтага федеральной земли Баден-Вюртемберг, о так называемых “камнях преткновения” (“Stolpersteine”). Так в Германии называют небольшие квадратные кирпичи с латунными табличками, которые в 90-е годы в память жертв национал-социализма начал устанавливать немецкий художник Гунтер Демниг (Gunter Demnig).
Первый камень был установлен в 1994 году в Кельне, спустя 2 года “камни преткновения” появились в Берлине. Сегодня их в немецкой столице уже около 7000 – а всего в Европе таких памятных знаков уже больше 60 тысяч в 20 странах. В России похожая, но независимая от “камней преткновения” инициатива существует с 2014 года и носит название “Последний адрес” – только она призвана увековечить память жертв сталинских репрессий.
В Германии на латунных табличках пишут имя, фамилию, день депортации и гибели жертвы. Когда известно, добавляют место смерти. Камни укладываются в мостовую напротив домов, где в свое время жили те, кого преследовал нацистский режим, заставляя прохожих “спотыкаться” о них взглядом. Отсюда и происходит их немецкое название – глагол stolpern означает “спотыкаться”. Или, как образно говорится в документальном фильме о Гунтере Демниге, “спотыкаться сердцем”.
Письмо Гедеона
Именно “камни преткновения” и не понравились политику из АдГ. А конкретно – три камня, установку которых запланировал город Зинген, расположенный на самом юге Германии. Они увековечивают память Эрнста Тельмана, лидера немецких коммунистов в 30-х годах прошлого века, и членов его семьи. В письме городским властям Зингена Гедеон указывает на то, что Тельман был “ярым сталинистом”, и требует в целом положить конец практике установки “камней преткновения”. “Есть более уместные знаки памяти, которых в Германии предостаточно”, пишет политик, протестуя против, по его выражению, “навязывания культуры памяти”, переходящей в “диктатуру памяти”.
В ответ городские власти Зингена, признав, что политические представления Тельмана действительно не соответствуют идеалам современной демократической Германии, высказали свое несогласие с заявлениями Гедеона. Тельман, пишут они, расстрелянный в 1944 году в концлагере Бухенвальд, вне всякого сомнения, является жертвой национал-социализма, и потому установить памятный знак есть все основания.
Рост антисемитских выходок
Но далеко не все в Германии были столь дипломатичны в своей реакции. Так, отвечая Гедеону во вторник, министр юстиции ФРГ Хайко Мас (Heiko Maas) прямо заявил, что “чем громче вы требуете покончить с “камнями преткновения”, тем больше таких камней нам нужно. Вы учите нас, никогда не забывать о жертвах национал-социализма”. Решительность ответа объясняется среди прочего и тем, что в последнее время еврейские организации отмечают рост антисемитских выходок в Германии. Доставалось и “камням преткновения”: в ноябре 2017 года неизвестные выкорчевали из мостовой и украли 12 памятных знаков в Берлине. До того их несколько раз замазывали краской.
Некоторые региональные политики неоднократно позволяли себе антисемитские высказывания, в том числе на тему Холокоста. Примечательно часто это происходит с представителями АдГ, что дает повод экспертам в Германии обвинять эту правопопулистскую партию в недостаточном отмежевании от антисемитизма.
Что касается Вольфганга Гедеона, то за свои высказывания он даже внутри партии прослыл открытым антисемитом, что привело к исключению его из фракции АдГ в ландтаге, где он теперь является “отдельным “депутатом. Процесс исключения его из самой партии, однако, успехом не увенчался из-за “недостаточности доказательств”.
Представители “Альтернативы для Германии” 20 февраля поспешили подчеркнуть, что требование Гедеона прекратить акцию “Камень преткновения” является его личным мнением, а сама партия не имеет ничего против этих памятных знаков. Однако в немецких СМИ можно найти выступления и других членов АдГ – выступления, вызывающие возмущение в немецких политических и общественных кругах.
Так, в прошлом году представитель партии в одном из берлинских районов Штеффен Шрётер (Steffen Schröter), по информации издания Der Tagesspiegel, в ходе публичной дискуссии высказывался “неуважительно” и “дискредитировал крупнейший в Германии памятный знак” жертвам национал-социализма. Это были как раз “камни преткновения”.