Пока Эрдоган восхваляет ХАМАС, в Турции растет антисемитизм
«Евреям вход запрещен», — гласит вывеска на английском и турецком языках над магазином подержанных книг «Рагман Шахаф», расположенным рядом со Стамбульским университетом и недалеко от знаменитого Большого базара города, пишут журналисты JTA Дэвид И.Кляйн и Мэтт Хенсон.
Даже после того, как 27 октября вывеску сняли, владелец магазина заявил, что придерживается этих взглядов. «Я не хочу сейчас ничего покупать у евреев, я не хочу сейчас ничего продавать евреям, вот как я им говорю», — заявил JTA Озкан Мустафа Кючуккурал. «Может быть, следовало бы сказать: «Сионистам» или «Израильтянам», но я был зол и эмоционален», — добавил он. «Мои братья в Палестине умирают».
Антиизраильские баннеры и граффити, а также палестинские флаги стали обычным явлением в Стамбуле, поскольку многие его граждане возмущены реакцией Израиля на нападения ХАМАСа 7 октября, в результате которых погибло более 1400 человек. Также были распространены изображения такси с табличками, гласящими, что их водители не будут обслуживать израильтян. Антисемитские инциденты имели место и за пределами Стамбула. В Измире — городе, где когда-то проживали десятки тысяч евреев, а сейчас в разгаре небольшое еврейское возрождение — синагога 28 октября была испорчена граффити с надписью «Убийца Израиль».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, у которого за 20 лет пребывания на посту главы государства были хорошие и плохие отношения с Израилем, 27 октября выступил с твердой защите действий ХАМАСа, назвав террористическую группировку «освободительной». В ответ Израиль 28 октября отозвал своих дипломатов из Турции. Все это привело к созданию напряженной атмосферы для турецких евреев, которых сейчас насчитывается около 15000 человек. И которые происходят в основном из сефардских семей, но также включают общины ашкенази, романиотов и мизрахи. Это число было близко к 80000 в год основания Турецкой республики в 1923 году — ровно 100 лет назад.
Антисемитская риторика распространилась и по всей турецкой политике. На следующий день после того, как 17 октября ракета попала в больницу в Газе, политик из правящей в Турции партии ПСР Сулейман Сезен, представляющий небольшой муниципалитет Атакум в черноморском городе Самсун, заявил на публичных слушаниях, что он молится за душу Гитлера, добавляя, что мир обретет мир, когда он будет очищен от евреев, и что Холокост остался «незавершенным». Доказательства того, что взрыв, скорее всего, был произведен ракетой «Палестинского исламского джихада», не свели такие заявления на нет.
«Гитлеровская риторика не нова в Турции», — рассказал турецко-еврейский издатель и писатель Рифат Н. Бали, писавший об изображении евреев в политическом исламе. «Я не могу сказать, что оно исходит от ультранационалистических политических фракций… Почему? Потому что их изо дня в день кормят фотографиями «младенцев, убитых ЦАХАЛом». 10 октября депутат парламента Худа-Пар Шахзаде Демир обратился к турецкому парламенту с призывом лишить гражданства турецких евреев, если они добровольно пойдут в израильскую армию. Несколько дней спустя крайне правое издание «Yeni Akit» призвало лишить турецких евреев гражданства под ложным утверждением о том, что все они имеют двойное израильское гражданство. (Фонд Гранта Динка, турецкая неправительственная организация, занимающаяся вопросами меньшинств в стране и названная в честь убитого армяно-турецкого журналиста, назвал «Yeni Akit» одним из самых плодовитых издателей ненавистнических высказываний в турецких СМИ.)
«Этот сценарий страха не нов. Он также поднимался во время спора о «Мави Мармара», и на повестку дня был вынесен вопрос гражданства евреев, которые являются гражданами Турецкой Республики и служили в израильской армии», — заявил Сердар Коруджу, ведущий колонку об антисемитизме в Турции для еврейского сайта «Avlaremoz». Он имел в виду столкновение между израильской армией и флотилией пропалестинских активистов из Турции в 2010 году. «В истории Турецкой Республики никогда не было такой практики. Самой суровой санкцией будет лишение их возможности проходить военную службу в будущем».
С 7 октября в Стамбуле прошло несколько крупных пропалестинских акций протеста. В ходе одной из демонстраций протестующие ненадолго прорвались через забор израильского консульства, а затем были разогнаны полицией. Эрдоган, который в последние годы симпатизировал Израилю, регулярно встречался с лидерами ХАМАСа, который Соединенные Штаты, Европейский Союз и большинство западных держав считают террористической организацией. Его министерство иностранных дел заявило 29 октября, что оно отвергает идею о том, что его риторика в отношении Израиля является антисемитской. «Мы отвергаем необоснованные обвинения в антисемитизме, а также клевету и оскорбления в адрес нашего президента и нашей страны», — говорится в заявлении. «Всем известно, что послужной список Турции в этом вопросе безупречен — в отличие от многих стран, которые сегодня безоговорочно поддерживают Израиль. Это истина, признанная всеми историками, что Турция была убежищем для всех тех, кто подвергался угнетению на протяжении всей истории, включая евреев».
В 1492 году османский султан Баязид II отправил корабли в Испанию, чтобы переправить изгнанных испанских евреев в свою империю, в результате чего сегодня в стране образовалась большая сефардская община. Но турецкие евреи также столкнулись с несколькими периодами угнетения, в том числе с печально известным налогом в 1940-х годах и погромом в 1950-х годах, которые стали темой популярного турецкого сериала «Netlfix». Реакция местных евреев на ситуацию не была сплошь шоком и тревогой. Турецкий еврей Джейкоб Бехар, владеющий магазином за углом от стамбульского магазина с табличкой «Евреям вход запрещен», выразил разочарование по поводу этой вывески, но заметил, что она не заставляет его чувствовать себя неуверенно. «Это не отражает общие идеалы турецкого общества», — заявил он JTA. «Моя семья живет здесь более 500 лет, и мы бы не жили здесь, если бы не чувствовали себя в безопасности. Конечно, есть индивидуальные вещи, но есть и индивидуальные вещи в Израиле».