Новости

Почему изображения «счастливого еврея» так популярны в Польше

17 августа 2018, 17:00 польша
Поделиться

Посетите несколько основных рынков или магазинов безделушек в Варшаве или Кракове, и вы почти гарантированно найдете статуэтку или изображение ортодоксального еврея, подсчитывающего деньги.

Оскорбительные для одних и просто причудливые для других, продажи стереотипных образов евреев, как талисманов удачи начались в Польше в 1960-х годах. Это последовало за последней крупной волной еврейской эмиграции из страны, где до Холокоста жили 3,3 миллиона евреев. Сейчас там живут только 20 000 евреев. Критики считают, что это выражение многовековой антисемитской предвзятости в стране, общество и правительство которой лихо борется с трагической историей некогда Великой еврейской общины Польши. Образы «счастливого еврея» «глубоко укоренены в негативных стереотипах», – заявил в декабрьском заявлении Рафал Панковски, основатель варшавской анти расисткой организации «Никогда больше». (Его осуждения помогли сувенирному магазину польского парламента отказаться от продажи статуэтки «Счастливого еврея»).

Другие, такие как Джонни Дэниелс, основатель группы «Из глубин», которая способствует диалогу между евреями и поляками, отвергают ее как «бесчувственное, но в конечном счете безвредное выражение ностальгии», подобно фигуркам индейцев у сигарных лавок в Соединенных Штатах. Но некоторые просто очарованы этим явлением и его значением, выходящим за рамки очевидного увековечения представления о том, что евреи и деньги неразделимы. Возьмите Майкла Рубинфелда, канадско-еврейского театрального актера и продюсера, который переехал в Польшу в 2014 году и женился на еврейке в Кракове в 2015 году. В последние месяцы он начал продавать на рынках фотографии самого себя, считающего монеты, которые он реализует как часть проекта, сказал он в интервью Vice, опубликованном 13 августа. «Эти удачливые евреи настолько политически некорректны и абсурдны, что подстрекают меня к столь же политически некорректному отклику», – сказал Vice 39-летний Рубенфельд. Его надежда, добавил он, «заключается в том, чтобы разрушить антисемитский образ изнутри, через юмор, фактически подтолкнуть поляков к критическому осознанию антисемитизма, развивающегося в рамках иконографии «Счастливого еврея», в то же время заставляя евреев подвергать сомнению свои собственные анти польские стереотипы».

Чтобы сделать это, Рубенфельд одевается как персонаж из «Скрипача на крыше», устанавливает стойку, чье основание украшено словами «Счастливый еврей» и торгует своими портретами «Счастливого еврея». Они также доступны на веб-сайте, созданном Рубенфельдом и его компанией FestivALT. Рубенфельд сказал JTA, что деловая сторона процесса идет хорошо. С марта, когда Рубенфельд начал торговать артефактами со своей женой Магдой Рубенфельд-Коралевской, они продали около 40 его изображений, где он считает деньги. Цена от 5 до 13 долларов, товар явно предназначен для потребления местными жителями, но и для туристов тоже. Рубенфельд сказал, что его критики не понимают «глубокой традиции еврейской сатиры и самоиронии». Кроме того, он сказал Vice, что «когда национальные группы добровольно принимают уничижительные и стереотипные термины, применяемые к ним, а затем ребрендируют их изнутри, результатом является изменение их смысла и ослабление стереотипа».

Но если его целью является уменьшение популярности фигурок «Счастливого еврея» в Польше, действия Рубенфельда, по словам Дэниелса, оказали очень ограниченное влияние. «Вы были бы удивлены, сколько образованных людей из элиты – юристы, журналисты, государственные служащие – владеют этими фигурками и изображениями», – сказал Дэниелс. Они настолько популярны, что их дарят на свадьбу и новоселье. В некоторых домах картинки переворачиваются в пятницу вечером, чтобы подсчитываемые деньги могли упасть в семью, которая владеет картинкой. Тем не менее, считает Дэниелс, фигурки — это «часть тоски по евреям, а не ненависти к ним». Такая тоска побуждает польских крестьян посещать инсценированные еврейские свадьбы, устраивать еврейские музыкальные фестивали и создавать национальную граффити-кампанию под названием «Я скучаю по тебе, еврей».

Подобно моде на иудаизм в Испании и Португалии, где евреи были изгнаны во время инквизиции, «статуэтки являются попыткой воссоединиться с евреями, а не насмешкой над ними», – говорит Дэниелс. Как и Рубенфельд, Дэниелс использовал юмор, чтобы заставить поляков переоценить статуэтки «Счастливого еврея». В сентябре он позировал для обложки еженедельного приложения престижной газеты Rzeczpospolita, нося кипу, считая монеты и озорно улыбаясь на камеру. В статье Дэниелс пригласил сотни тысяч читателей газеты поместить его портрет в рамку, и повесить на стену на удачу. «Став счастливым очаровательным евреем, – сказал он JTA, – я намеревался заставить читателей увидеть, как абсурдно это выглядит со стороны, и, возможно, заставить их задуматься».

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции