Почему большинство украинских еврейских беженцев едут в Европу, а не в Израиль?
Израиль вложил миллиарды шекелей в спасение и поддержку украинских евреев, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.
Несмотря на прогнозы израильского правительства и Еврейского агентства о том, что подавляющее большинство этих беженцев совершит алию, на самом деле это сделала лишь небольшая часть из них. Более 10000 еврейских беженцев иммигрировали в Германию, и о них заботится организация немецкой еврейской общины. Директор Центрального бюро социального обеспечения евреев в Германии (ZWST) Арон Шустер направил «The Jerusalem Post» обновленный отчет по этому поводу. «Чтобы понять цифры, важно отметить, что Германия принимала еврейских беженцев из бывшего Советского Союза с момента его распада в начале 1990-х годов», — говорится в отчете. По словам Шустера, сегодня около 45% немецких евреев — уроженцы Украины, а около 90% — выходцы из бывшего СССР.
В отличие от Израиля, Германия принимает в качестве еврейских беженцев только людей, которые являются галахическими евреями, в рамках своей программы, направленной на помощь евреям, признавая при этом историю Холокоста в стране. Израильские источники сообщили «Post», что в Германии находится около 30 000 украинских беженцев, которые имеют право совершить алию и стать гражданами Израиля в соответствии с Законом о возвращении. Согласно официальной статистике израильского правительства, около 14000 украинцев совершили алию с начала СВО. Статистика не указывает, сколько из них являются галахическими евреями, но предполагается, что большинство из них таковыми не являются. Добавьте к этим цифрам тот факт, что около 2000 украинских евреев находятся на попечении австрийской еврейской общины и несколько десятков тысяч живут в других европейских странах, и станет ясно, что Израиль далеко не оправдал ожиданий, которые он возлагал на эту волну олим с Украины.
По словам демографа Серджио Деллаперголы, до 2022 года на Украине проживало около 45 000 евреев и около 200000 человек, которые квалифицируются как евреи согласно израильскому закону о праве на возвращение. Так почему же эти беженцы решили иммигрировать в Германию или Австрию, а не в Израиль? «В Германии действуют особые условия для приема иммигрантов – евреев из стран бывшего Советского Союза», — говорится на сайте Федерального управления Германии по миграции и беженцам. Беженцы – евреи с Украины имеют иной статус, чем другие беженцы, принятые в Германии, заявил в июне «Post» уполномоченный федерального правительства по еврейской жизни в Германии и борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн. «Разница в том, что они могут начать работать сразу; у них с самого начала есть разрешение на работу», — заявил он. Быть беженцем – евреем в Германии «это привилегированное положение по сравнению с другими просителями убежища» из-за болезненной исторической связи. Беженцы в Германии получают жилье, ежемесячную стипендию и многие другие льготы, с которыми Израиль либо не смог конкурировать, либо решил, что это недостаточно важно для него, чтобы конкурировать, и поэтому потерял потенциал в десятки тысячи дополнительных новых репатриантов.
Министр алии и интеграции Пнина Тамено-Шете запросила сумму в 1 миллиард шекелей для создания специальных программ и пакетов абсорбции для этих олим. Ей дали только дополнительный скромный бюджет в размере 90 миллионов шекелей, что составляет менее 10% от ее запроса. К сожалению, Израиль потерял свою историческую возможность принять десятки тысяч украинских евреев и лиц с еврейскими корнями. В результате большинство из них решили жить в других странах. Они знают, что у них есть возможность репатриироваться в Израиль, даже временно, но другие страны кажутся им лучшими вариантами, по крайней мере, на данный момент. Это может быть связано не только со льготами, но и с тем фактом, что многие из них не будут считаться евреями в Израиле, по мнению Главного раввината, и поэтому им будет трудно вступать в брак и хоронить своих близких на еврейских кладбищах. Израильскому руководству и следующему израильскому правительству необходимо оценить эту ситуацию и определить, является ли репатриация с Украины приоритетом для еврейского народа. Если это так, то все должно быть сделано совсем иначе, чем до сих пор.