По решению суда в филадельфийском кинотеатре показали отмененный израильский фильм
По решению суда 9 апреля в кинотеатре в районе Филадельфии был показан израильский документальный фильм, менее чем через день после того, как директор кинотеатра – еврей попытался отменить показ, сообщает JTA.
В судебном запрете, вынесенном судом округа Монтгомери, Институту кинематографии Брин Мор было поручено продолжить запланированный показ документального фильма «Ребенок внутри меня» об израильском музыканте Иехуде Поликере. Израильский кинофестиваль в Филадельфии (IFF) в последнюю минуту подал иск против кинотеатра, утверждая, что он нарушил контракт, после того как вечером 8 апреля он объявил, что больше не планирует показывать фильм из-за того, что его директор назвал «текущей обстановкой». «Я не хотел этого делать», — рассказала «Haaretz» новый председатель фестиваля Карнит Биран. Ни фестиваль, ни театр не ответили на запросы JTA о комментариях.
Юридический директор проекта «Дебора», юридической некоммерческой организации, которая часто ведет судебные тяжбы от имени произраильских интересов, сообщил JTA, что представляет фестиваль в суде, чтобы заставить киноцентр «выполнить свои обязательства по контракту, который он подписал с израильским Институтом кино. И показать израильский фильм, который он согласился показать сегодня вечером». В своем письме совету директоров 8 апреля и в публичном заявлении кинотеатра директор Института кинематографии Брин-Мор Сэмюэл Скотт сообщил, что театр решил отменить показ, уведомив организаторов всего за день. Он описал мнение, что показ фильма был равносилен одобрению поведения Израиля во время продолжающейся войны против ХАМАСа в секторе Газа. «Хотя BMFI всегда стремился быть аполитичным при выборе фильмов, которые мы показываем, общественное мнение в последнее время обострилось до такой степени, что продолжение показа IFF широко воспринимается отдельными лицами и учреждениями в нашем сообществе как одобрение недавних и продолжающихся действий Израиля», — написал Скотт. Он добавил: «Это не то заявление, которое мы намеревались или хотели бы сделать». Но заметил, что, по его мнению, это отвечает «наилучшим интересам кинотеатра в свете нынешней ситуации».
Местные пропалестинские организации студентов колледжей, в том числе отделение антисионистской организации «Еврейский голос за мир» (JVP), планировали выразить протест против показа, ссылаясь на то, что в качестве спонсоров фестиваля были включены компания «Israel Bonds» и Генеральное консульство Израиля. Реакция еврейской общины была жесткой. Местный раввин осудил этот шаг как антисемитский, а по крайней мере один еврей – член правления кинотеатра подал в отставку, узнав о решении директора. Местная еврейская федерация и офис Антидиффамационной лиги опубликовали совместное заявление, осуждающее это решение и призывающее театр изменить курс. Онлайн – петиция, призывающая театр отменить свое решение, собрала более 3000 подписей менее чем за 24 часа, и сенатор штата, который является специальным представителем в совете театра, также раскритиковал это решение.
Скандал в Брин-Море стал последним примером того, как углубляющиеся разногласия по поводу войны повлияли на еврейские и израильские культурные события, которые не имеют к ней прямого отношения. Кинотеатр в Гамильтоне, Онтарио, в последние недели аналогичным образом отказался от соглашения о проведении местного еврейского кинофестиваля, а концертные залы по всей территории США отменили гастроли произраильского певца – еврея Матисьяху и несколько культурных учреждений в районе Залива Сан-Франциско — включая Современный еврейский музей — пострадали от антисионистских протестов. Это также последняя вспышка особенно острой напряженности вокруг Израиля в районе Филадельфии, где Филадельфийская палестинская коалиция на протяжении нескольких месяцев своей деятельности атаковала широкий спектр еврейских и израильских предприятий и организаций. Коалиция, например, выступила против фалафельной «Goldie», которой управляет израильско-американский шеф-повар Майкл Соломонов, и теперь настаивает на отмене оставшихся показов фильмов израильского кинофестиваля.
Тем не менее фильм, показ которого был на короткое время отменен, — часть фестивальной программы, которая началась 6 апреля и продолжится до 14 апреля на различных площадках города — не имеет ничего общего с сектором Газа или войной. «Ребенок внутри меня» — это экспериментальная биография Поликера, сына греческих евреев, переживших Холокост, который стал рок-звездой в Израиле, опираясь на свои средиземноморские корни в своей музыке. В фильме также исследуется гей-идентичность Поликера. Несмотря на содержание фильма, директор кинотеатра отметил, что в беседах с «ключевыми сотрудниками» он считал, что показ фильма покажет определенным сторонам, что он занимает политическую позицию. Скотт также входил в состав правления местной реформистской синагоги.
Институт кинематографии Брин-Мор в настоящее время также демонстрирует «Одну жизнь», биографический фильм о нееврее, который спасал еврейских детей во время Холокоста. Институт опубликовал в Интернете несколько иное заявление, чем электронное письмо Скотта его совету директоров, в котором подчеркивалось его многолетнее партнерство с фестивалем. «В последние годы мы не рассматривали проведение показа на израильском кинофестивале как политическое партнерство или выражение позиции по каким-либо вопросам», — говорится в заявлении театра, опубликованном на его сайте и в аккаунте в социальных сетях. «Однако по мере развития ситуации в Израиле и Газе стало ясно, что наш показ этого фильма широко воспринимается отдельными лицами и учреждениями в нашем сообществе как одобрение недавних и текущих действий Израиля».
Это резко контрастировало с заявлением в защиту своего участия в фестивале, которое киноцентр сделал всего несколькими днями ранее. В этом более раннем заявлении, опубликованном 5 апреля, кинотеатр отнес документальный фильм к категории «неполитических» и об «одном из самых популярных артистов Израиля», добавив: «Искусство выражает и раскрывает универсальную гуманность, когда правительства иностранные и внутренние могут затмить его. В BMFI мы стремимся представить разнообразное независимое кино со всего мира, чтобы объединить наше сообщество, а не разделить его». Хотя во втором заявлении Скотт не уточнил, какие «отдельные лица и учреждения» возражали против израильского фильма, он упомянул «демонстрацию местных студентов», которая, по его словам, планировалась в знак протеста против показа. Это коррелирует с заявлениями в социальных сетях, сделанными пропалестинскими организациями местных колледжей, в которых они обсуждали организацию противодействия показу и встречу с киноцентром, чтобы побудить их не проводить его.
Перед вынесением решения суда JVP отменила акцию протеста, которая была запланирована на вечер 9 апреля, заявив в своем аккаунте в социальных сетях: «Мы благодарны, что они прислушались и наше давление сработало». В более раннем посте организация написала: «Этот фестиваль финансирует израильский апартеид и геноцид. Хватит смотреть, действуйте». В письме Скотту, просмотренном JTA, местный раввин Эрик Янофф из консервативной общины «Адат Исраэль» сравнил этот шаг с недавними случаями антисемитизма в регионе, заявив, что он «возможно, более коварный», чем недавнее нападение на другую синагогу с малеванием свастики. «В заявленных интересах избежать конфликта вы, намеренно или нет, объединились с распространителями старейшей в мире ненависти», — написал Янофф. «Ваше замалчивание этого фильма говорит о многом, и даже если оно не так нагло, как свастика на синагоге, это придает массовости доверие и авторитет тем, кто сочувствует такой неприкрытой ненависти».
В совместном заявлении местная федерация и офис ADL осудили отмену, заявив, что она «служит лишь внесению в «черный список» израильской культуры, играя на руку антисемитам, которые пытаются лишить еврейский народ его голоса и существования». «Мы не будем стоять в стороне, поскольку нормализация такой ненависти становится обычным явлением», — говорится далее в заявлении, в котором хвалят израильский кинофестиваль как предлагающий «многогранный взгляд на израильское общество» и призывают киноцентр восстановить программу. В тот же день, когда Скотт объявил об отмене фильма, несколько еврейских учреждений по всему штату, в том числе Филадельфийская федерация и Национальный музей американской еврейской истории Вейцмана, также расположенный в Филадельфии, получили угрозы взрыва бомбы, которые власти позже определили как мистификацию. По крайней мере одно здание, где находятся Еврейская федерация и Еврейский общинный центр Аллентауна, было эвакуировано из-за угрозы. Генеральный директор Музея Вейцмана Миша Гальперин, сообщил JTA, что угроза музею исходила в форме письма, в котором упоминались как Израиль, так и нацисты, а также упоминался лично он. Это произошло после нескольких актов вандализма в музее, в том числе двух случаев, когда были сорваны плакаты с изображением заложников – израильтян. Он назвал угрозу «чистым, неподдельным антисемитизмом» и сказал, что поддерживал контакты как с местными властями, так и с губернатором Пенсильвании евреем Джошем Шапиро.
Хотя Гальперин не знал о скандале вокруг израильского кинофестиваля, он заметил, что все это в совокупности указывает на необходимость того, чтобы более широкое сообщество продемонстрировало более заметную поддержку еврейских учреждений. «После отмены, угроз в адрес синагог, того, что произошло с нами, община и власти действительно должны выступить», — заметил он JTA. «И нам действительно необходимо, чтобы наши союзники поступали правильно».