Новости

По мере того как талибы захватывают власть, будущее объектов еврейского наследия Афганистана становится все более неопределенным

20 августа 2021, 18:00 Афганистан
Поделиться

Простой каменный фасад синагоги «Ю Ав» в Герате, городе на западе Афганистана, скрывает тщательно продуманный интерьер, в том числе синий, расписанный вручную купол, который в последние годы был тщательно восстановлен местными мастерами при финансовой поддержке недавно свергнутого национального правительства, пишет «Forward».

В Афганистане остался только один известный коренной житель – еврей – Зебулон Симантов, который, как сообщается, находится в безопасности в столице страны, Кабуле. Но в сохранении еврейских мест в стране, особенно в Герате, бывшем центре общины, за последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс благодаря сочетанию государственного и частного финансирования. Будущее этой программы неопределенно, поскольку центральноазиатская страна попадает под контроль «Талибана» (организация, запрещенная в РФ), экстремистского исламистского движения, которое контролировало страну в 1990-х годах и быстро захватило столицы провинций и Кабул в минувшие выходные вслед за выводом американских войск из страны.

Еще в прошлом году появилась надежда на то, что работа по восстановлению объектов еврейского наследия сможет вернуть афганских евреев из диаспоры. «Мы сохраняем это, их историю, чтобы они могли вернуться», – заявил телеканалу «Al Jazeera» Гулам Сахи, нанятый Министерством культуры для ухода за еврейскими зданиями в Герате. «Это имущество принадлежит им, и мы храним его только до их возвращения». При талибах такая надежда почти мертва. Эта организация печально известна строгостью своего теократического подхода к управлению, включая практику запрета женщинам участвовать в общественной жизни. И хотя они терпели некоторые религиозные меньшинства во время своего предыдущего пребывания у власти, в период с 1996 по 2001 год, они разрешили кабульской синагоге, управляемой Симантовым, оставаться открытой, и позволили крошечному сикхскому меньшинству страны публично молиться при строгих ограничениях – они известны тем, что подавляют религиозные обряды за пределами, разрешенными выбранным ими течением ислама.

В рамках этих репрессий талибы ранее разрушали объекты религиозного наследия: в 2001 году они взорвали пару гигантских буддийских статуй вблизи Кабула, которые были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Все мы знаем, что они, мягко говоря, не любили сохранять объекты наследия других религий», – заявил раввин Менди Хитрик, председатель Альянса раввинов в исламских государствах, который помогал контролировать некоторые усилия по сохранению еврейского наследия в Афганистане.

«Когда меньше людей посещают синагогу, когда не хватает людей, проявляющих интерес к объектам еврейского наследия, – заявил Хитрик, — это приводит к упадку, разрушениям и потерям». У такого рода потерь есть последствия. Хитрик добавил, что сохранение наследия иудаизма в стране является ключом к развитию общества, которое принимает форму плюрализма, которой теперь может угрожать правление талибов. «Те элементы, которые пытались защитить, осветить, очистить, привлечь внимание к еврейскому наследию, — это силы, которые ищут и работают в направлении разнообразия», – заметил Хитрик, проживающий в Турции. «Поэтому, конечно, мы боимся за их жизнь, их благополучие». Этой весной раввин контактировал с группой студентов, которые восстанавливали еврейское кладбище в Герате, часть синагогального комплекса, который также включает микву.

1 августа, через день после того, как талибы взяли столицу, он получил известие от нескольких своих знакомых в стране. Но он заявил, что Симантов, статус которого как «последнего еврея в Афганистане» широко освещался, на данный момент находится в безопасности и что мы надеемся на лучшие новости – хорошие новости – в ближайшее время. Когда-то Афганистан был домом для примерно 40000 евреев, проживавших в Герате, городе – оазисе на древнем торговом пути Шелкового пути. К середине 20 века это число сократилось до менее 5000, поскольку община столкнулась с преследованием сменяющих друг друга режимов, которые, частично под влиянием нацистской пропаганды и убеждений, что евреи были «агентами большевиков», ограничивали их возможность жить и работать.

К тому времени, когда в 1996 году, после многих лет войны между социалистическим правительством страны, советскими войсками и поддерживаемыми США боевиками моджахедов, которые впоследствии создали «Талибан», к власти пришли талибы, еврейское население страны сократилось до однозначных чисел. В конечном итоге остались только Симантов и Исаак Левин, оба из которых жили в кабульской синагоге и некоторое время находились под арестом у талибов. Левин умер в 2005 году.

Американское вторжение в Афганистан в 2001 году положило конец теократическому правлению «Талибана» и, одновременно, привело к притоку евреев — американских солдат, журналистов, консультантов и сотрудников НПО. Раввин Аврохом Горовиц, армейский майор в отставке, служил военным капелланом в Афганистане в начале вторжения. В то время, по его словам, было легко собрать миньян для богослужения в осенние праздники как на аэродроме Баграм недалеко от Кабула, так и в Кандагаре на юге Афганистана.

Синагога «Ю Ав» в Герате, городе на западе Афганистана, который когда-то был сердцем еврейской общины страны, была восстановлена ​​в 2009 году при финансовой поддержке правительства страны и международной благотворительной организации. Еврейские объекты привлекли внимание в рамках более масштабного государственного строительства, направленного на восстановление культурных памятников всех видов и воплощение в жизнь притязаний страны на то, чтобы быть плюралистической демократией. Реставрация синагоги «Ю Ав» частично финансировалась Фондом Ага Хана, швейцарским фондом, действующим в мусульманском мире, который описал это в брошюре как часть усилий по «прославлению, восстановлению и поддержанию культурного присутствия и самобытности Афганистана в современном мире».

«Афганистан – древняя страна, и мы гордимся своим культурным наследием», – заявил в прошлом году «Аль-Джазире» Вахид Солтани, глава туристического бюро Герата. Он добавил, что афганцы, живущие вокруг еврейских памятников, гордятся их восстановлением. Раввин Горовиц рассказал, что он также нашел местных жителей чувствительными к его присутствию. Однажды он присутствовал на открытии школы для девочек в отдаленной деревне, где его попросили благословить собравшихся, а затем подарили коврик ручной работы. Горовиц решил сосредоточить свое выступление на религиозных традициях, разделяемых как евреями, так и мусульманами, и рассказал об Аврааме, известном в исламе как Ибрагим. «Авраам – Ибрагим – был другом, который любил Б-га и любил людей, – вспоминал Хоровиц свою речь, – и я сказал, надеюсь, что они научат детей в школе любить всех и быть добрыми».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции