Первое в мире израильское исследование показывает, что кислородная терапия может значительно уменьшить симптомы посттравматического стрессового расстройства
Согласно первому в мире израильскому исследованию ветеранов ЦАХАЛа, в ходе которого половина испытуемых добилась такого хорошего прогресса, что у них больше не было посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), кислородная терапия может значительно уменьшить посттравматическое стрессовое расстройство, пишет журналист «The Times of Israel» Натан Джеффей. Исследование под руководством Тель-Авивского университета, основанное на использовании 18 ветеранами ЦАХАЛа с травмами гипербарических кислородных камер, было опубликовано 22 февраля в рецензируемом журнале «PlosOne».
Гипербарический кислород в настоящее время не используется для какого-либо серьезного лечения посттравматического стрессового расстройства, и ученые, проводившие исследование, говорят, что это может открыть новые возможности для помощи людям, борющимся с этим расстройством. «В этом исследовании мы начали с лечения посттравматического стрессового расстройства таким образом, чтобы воздействовать на фактические физические изменения в мозге», — рассказала «The Times of Israel» доктор Керен Доэньяс-Барак, член команды, проводившей исследование. «Этот подход не опирается на психологические инструменты. Это биологическое, а не психологическое воздействие, поэтому оно представляет собой что-то новое». Доэньяс-Барак заявил, что о воздействии кислородной терапии судили как по стандартной оценке симптомов, которая используются в диагностике, так и по сканированию головного мозга, и оба метода показали значительное улучшение.
По диагностической шкале, к концу курса терапии половина пролеченных уже не считалась страдающей посттравматическим стрессовым расстройством, добавила она.
Считается, что терапия работает за счет повышения пластичности мозга, что позволяет заживлять раны в мозговой ткани. ПТСР вызывается переживанием настолько травмирующего события, что его невозможно полностью забыть, в результате чего части мозга находятся в состоянии гипервозбуждения и нарушается его эластичность. «Сегодня мы понимаем, что резистентное к лечению посттравматическое стрессовое расстройство вызывается биологической раной в тканях мозга, что препятствует попыткам психологического и психиатрического лечения», — заявил профессор Шай Эфрати, руководивший исследованием.
Он рассказал, что кислородная терапия «вызывает реактивацию и пролиферацию стволовых клеток, а также образование новых кровеносных сосудов и повышение активности мозга, в конечном итоге восстанавливая функциональность поврежденных тканей». Исследовательская группа Эфрати провела годы, изучая потенциал терапии в барокамере под давлением, когда человек некоторое время дышит чистым кислородом. Он работает в Тель-Авивском университете и руководит Центром гипербарической медицины и исследований Сагола в медицинском центре «Шамир», а его команда работает в разных учреждениях. Для последнего исследования были набраны 35 израильских ветеранов боевых действий, все из которых страдали посттравматическим стрессовым расстройством, устойчивым как к психиатрическим препаратам, так и к психотерапии. Они были разделены на две группы.
Ветераны обеих групп продолжали регулярное психологическое лечение, но одна группа из 18 ветеранов также прошла курс из 60 сеансов в барокамере. Они проводились ежедневно, пять дней в неделю. Показатели оценки, основанной на симптомах, остались в целом одинаковыми в контрольной группе, в то время как в группе, получавшей кислородную терапию, симптомы резко уменьшились до такой степени, что половина участников больше не считалась страдающей посттравматическим стрессовым расстройством.
Согласно Эфрати, после пребывания в барокамере происходит повышение мозговой активности в лобных долях головного мозга, области, отвечающей за эмоциональную регуляцию и исполнительные функции, и в гиппокампе, отвечающем за функции памяти. Эфрати заявил, что исследование также может помочь разработать «объективные» диагностические инструменты для тех, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством.
«В настоящее время мы продолжаем исследования, чтобы идентифицировать биологический «отпечаток» посттравматического стрессового расстройства, что в конечном итоге может позволить разработать инновационные объективные диагностические инструменты», — заметил он.
Профессор Хермона Сорек, профессор молекулярной неврологии в Еврейском университете, которая не участвовала в исследовании, заявила «The Times of Israel», что, по ее мнению, к результатам исследования следует отнестись серьезно. «Это может быть началом новых обязательств, которые требуют особого внимания», — сказала она, подчеркнув, что пока речь идет о «предварительном исследовании с небольшой выборкой». Сорек добавила: «Посттравматическое стрессовое расстройство вызывает растущую озабоченность во многих обществах, в том числе в Израиле, и оно действительно вызывает долгосрочные физические повреждения человеческого мозга, что подчеркивает необходимость новых методов лечения».
В прошлом году обращение Израиля с ветеранами с посттравматическим стрессовым расстройством привлекло внимание после того, как ветеран ЦАХАЛа, который долгое время пытался получить помощь от Министерства обороны, поджег себя возле его офиса в Петах-Тикве. Ветерану, Ицику Саидяну, после службы в Газе в 2014 году поставили диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство». «Поэтому разработка нового терапевтического протокола имеет первостепенное значение, особенно если он обеспечивает долгосрочную безопасность и длительное значительное воздействие», — добавила Сорек.