Парламент Ирана обвиняет Рухани в экономических проблемах
Давление на президента Ирана Хасана Рухани усилилось 28 августа, когда парламентарии вызвали его, чтобы он ответил на вопросы о слабом экономическом росте и растущих ценах, но парламент не был удовлетворен его ответами и передал дело в суд.
Защищая работу своего кабинета, Рухани сказал, что экономические проблемы начались только тогда, когда Вашингтон вновь наложил санкции на Тегеран, но многие депутаты не были удовлетворены ответом, о чем свидетельствовали результаты голосования в конце заседания. Если большинство депутатов не убеждены ответами президента, они могут считать это «нарушением закона» и передать дело в суд. Парламентарии имеют право отстранять президента и голосовать по вопросу отсутствия у него компетенции, но такое предложение не находится на рассмотрении парламента на данном этапе.
26 августа парламент Ирана уволил министра экономики и финансов из-за резкого падения иранской валюты и ухудшения экономической ситуации. В начале августа иранские законодатели проголосовали за отставку министра труда, а в прошлом месяце Рухани заменил главу центрального банка. Рухани, прагматик, который снизил напряженность с Западом, заключив ядерную сделку с мировыми державами в 2015 году, теперь сам сталкивается с негативной реакцией со стороны сторонников жесткой линии после того, как президент США Дональд Трамп вышел из соглашения в мае. Рухани сказал, что антиправительственные протесты в начале января подвигли Трампа отказаться от ядерной сделки, поскольку он надеялся, что экономические трудности вызовут больше волнений в Иране.
Демонстрации, начавшиеся в связи с экономическими трудностями и высокими ценами, которые включали скандирование лозунгов против правительства и Верховного лидера Аятоллы Али Хаменеи, распространились более чем на 80 городов и поселков и привели к гибели 25 человек. «Протесты заставили Трампа отказаться от ядерной сделки», – сказал он, прося парламентариев поддержать его кабинет и не добавлять новых волнений к антиправительственным настроениям. Хотя экономические проблемы были критическими, Рухани сказал: «Что более важно, так это то, что многие люди потеряли веру в будущее Исламской Республики и сомневаются в ее силе».
Ядерная сделка сняла санкции с Тегерана в обмен на ограничения его ядерной программы. Но Вашингтон в августе ввел новый раунд санкций, нацеленных на иранскую торговлю золотом и другими драгоценными металлами, и его автомобильную промышленность. Новый раунд санкций, который должен быть введен в ноябре, нацелен на продажу Ираном нефти. «Я хочу заверить иранский народ, что мы не допустим успеха американского заговора против Исламской Республики», – сказал Рухани в интервью парламенту на заседании, которое транслировалось в прямом эфире на государственном телевидении. «Мы не допустим, чтобы эта группа анти-иранцев в Белом доме смогла участвовать в заговоре против нас».
Законодатели спросили Рухани о провале правительства в борьбе с ростом безработицы, медленном экономическом росте и падении валюты страны, а также о сокращении доходов от трансграничной контрабанды. Рухани сказал, что его правительство попросило влиятельных Революционных гвардейцев помочь ему в борьбе с контрабандой. Парламентарии также поинтересовались, почему правительство не приняло реформ в финансовом секторе и на валютном рынке, и попросили объяснить, почему спустя два года после ядерной сделки иранские банки по-прежнему имеют лишь ограниченный доступ к глобальным финансовым услугам. Парламент нашел ответ Рухани о банковской деятельности удовлетворительным, а остальное передал на рассмотрение суда.