Папу Бенедикта XVI обвинили в антисемитизме после статьи о христианах и евреях
Почетный Папа Римский Бенедикт XVI, глава римско-католической церкви с 2005 по 2013 год, обвиняется в содействии антисемитизму после публикации спорного эссе в богословском журнале на немецком языке.
Как еврейские, так и католические лидеры говорят, что эссе отставного понтифика о еврейско-католических отношениях предполагает, что он придерживается антисемитских взглядов, несмотря на его визиты в синагоги и сердечные отношения с евреями во время его папства. В последние недели в немецких, австрийских и швейцарских СМИ появились статьи, критикующие и защищающие эссе.
Центральным пунктом дебатов является отрицание Бенедиктом того, что Католическая церковь когда-либо принимала «суперсессионизм», теологическую веру в то, что Божий завет через Христа заменил завет, заключенный Б-гом с еврейским народом, и его настойчивое требование в то же время, что христианская точка зрения на прочтение еврейской Библии (Ветхий Завет) является единственно допустимой. «Тот, кто так описывает роль иудаизма, создает фундамент для нового антисемитизма на христианской основе», -сказал раввин Вальтер Хомолка, исполнительный директор школы еврейского богословия Потсдамского университета в Германии. «Предложение Бенедикта о том, что христиане должны учить евреев, как читать отдельные части еврейской Библии христологическим способом, очень проблематично», -сказал преподобный Кристиан Рутишаузер, глава ордена иезуитов в Швейцарии и эксперт по еврейско-христианским отношениям.
Бенедикт пообещал во время своей неожиданной отставки в 2013 году, что он останется «скрытым от мира» и не будет участвовать в церковных дебатах. Он написал свое эссе как частный текст прошлой осенью и передал его кардиналу Курту Коху, президенту папской комиссии по религиозным отношениям с евреями, который прочитал его и убедил его опубликовать. Критики говорят, что недавнее эссе, похоже, отступает от усилий, предпринятых за последние полвека, чтобы разрушить долгую историю антисемитизма Католической Церкви.
После почти двух тысячелетий враждебности второй Ватиканский Собор Католической Церкви (1962-1965) признал тесные исторические связи христианства с иудаизмом и освободил евреев от клейма «убийц Христа». Эссе Бенедикта в Communio, международном теологическом ежеквартальнике, который он помог основать в 1972 году, казалось, вернуло некоторых представителей церкви почти ко взглядам до Второго Ватиканского собора. Оно еще не переведено на английский язык.
В эссе Бенедикт отмечает, что термин «суперсессионизм» – деликатный вопрос для евреев, отвергающих это мнение как христианское высокомерие, – не был включен в ведущие христианские богословские лексиконы. Основываясь на этом, он утверждает, что христианство никогда не рассматривало себя как полностью заменяющее иудаизм, а просто как замену некоторых еврейских ритуалов, таких как жертвоприношение животных, евхаристией.
Ассоциация христиано-еврейских диалоговых групп заявила, что эссе Бенедикта подрывает Ватиканское учение 1960-х годов и даже противоречит заявлениям, которые он сделал в качестве папы. «Будущее христианско-еврейского диалога может дрогнуть перед лицом этого критического вопроса о его богословских основах», -говорится в заявлении немецкого Координационного совета обществ христианско-еврейского сотрудничества.
Некоторые католические богословы встали на защиту Бенедикта. Богослов Бохумского университета Томас Сединг сказал, что эссе было «не раздражением, а вдохновением для еврейско-христианского диалога». Аналогичным образом, теолог Венского университета Ян-Хайнер Тюк сказал, что эссе направлено не на поворот вспять некоторых католических позиций, а на дальнейший диалог между двумя религиозными традициями. Тюк сказал, что эссе Бенедикта оставило открытым трудный вопрос о том, какую роль в спасении католицизм отводит для иудаизма, поскольку он рассматривал еврейский завет с Б-гом как нерушимый, но христианский завет как истинную связь. В документе Ватикана в 2015 году говорилось, что оба Завета являются путями к спасению, но то, как это работает, было «непостижимой Б-жественной тайной». Бенедикт не пытался обратить вспять прогресс в христианско-еврейском диалоге, сказал он: «Но, возможно, есть определенный пробел в описании положительного значения иудаизма для спасения».
Критики говорят, что эссе Бенедикта может помочь объяснить, почему он переписал латинский текст молитвы Страстной пятницы за евреев в 2008 году. До конца 1950-х годов молящиеся молились, чтобы «вероломные евреи» открыли свои сердца и приняли Иисуса как своего Господа. Пересмотренная молитва 1970 года была смягчена, просто говоря, что евреи должны расти в своей любви к Б-гу. Но в 2008 году Бенедикт изменил формулировку, чтобы католики молились «чтобы наш Б-г и Г-сподь осветил их сердца, чтобы они признали Иисуса Христа Спасителем всех людей».