Паломничество к могиле раввина-каббалиста, похороненного в Стамбуле, набирает обороты после резкого спада во время пандемии Covid-19
Десятки ортодоксальных евреев собрались на холме над проливом Босфор, пишет журналист JTA Дэвид И.Кляйн. Над ними, охраняя вершину холма, возвышалась турецкая военная база, а внизу располагался шикарный стамбульский район Ортакёй. Доминирующим видом был Мост мучеников 15 июля, который соединяет Европу и Азию. На азиатской стороне пролива возвышалась массивная мечеть Чамлыджа. Однако ни одно из этих мест не представляло интереса для собравшихся. На холме также находится одно из главных еврейских кладбищ Стамбула, и приехавшие из других районов Турции, Соединенных Штатов и Израиля — пришли отдать дань уважения в йорцайт, или годовщину смерти, раввина Нафтали Ха-Коэна Каца, влиятельного и плодовитого раввина 17 века, приверженца еврейского мистицизма.
Подобные паломничества, совершаемые группами ортодоксов к местам захоронения столь же почитаемых еврейских деятелей по всей Европе, далеко не редкость и породили туристическую индустрию. Одним из самых крупных и широко освещаемых является ежегодное паломничество в Умань, на Украине, где каждое Рош а-Шана (не в годовщину его смерти) десятки тысяч людей приезжают к могиле раввина Нахмана из Брацлава. Другое связано с посещением ранней весной могилы раввина Элимелеха Вейсбаума, одного из первых хасидских лидеров, в польском Лиженске. Ицхак Фридман, еврей-хасид из Лейквуда, штат Нью-Джерси, который в настоящее время учится в Израиле, рассказал JTA, что он и несколько его друзей воспользовались возможностью посетить йорцайт Каца, чтобы обосновать короткую поездку в Стамбул. «Билеты были дешевые, мы слышали много хорошего, так что я отлично провел два дня», — заявил он.
Другая группа ортодоксальных женщин из Израиля заявила, что они спланировали свою поездку таким образом, чтобы она совпала с «хилулой» — используя ивритское обозначение такого паломничества. Хотя паломничество в Умань превратилось в многодневное шумное мероприятие, во время которого ортодоксальным евреям сдают в аренду большую часть свободных квартир и гостиничных номеров в маленьком городе, другие паломничества, такие как паломничество на могилу Каца, имеют более тихий и спокойный характер. Собравшиеся 17 января делали перерывы в молитве, чтобы поесть в синагоге на кладбище, раздавая виски и закуски. Фридман рассказал, что только за последний год он совершил несколько подобных поездок, в том числе в Дынов, Польша, к могиле реба Цви Элимелеха Спиры, еще одного раннего хасидского лидера. Он также провел более 30 часов, путешествуя по Украине, чтобы провести Рош х-Шана в Умани, что в этом году категорически не одобрялось как израильскими, так и украинскими раввинами.
Фридман рассказал, что слышал, что посещение могилы Каца помогало людям в разных вещах, от поиска «правильной пары» до рождения детей и излечения от болезни. Он просто просил «счастья» в своих молитвах. Он также объяснил некоторые последствия посещения могилы тем, что ее посещают меньше, чем в Умани. «Известно, что цадик, к которому приходит очень мало людей, обладает гораздо большей силой», — сказал Фридман.
Другой паломник, хасид из Бней-Брака, Израиль, объяснил, что он был дальним потомком Каца и что, хотя он едет в первый раз, он приехал, чтобы сопровождать своего отца, который совершал такие путешествия 50 лет. Кац родился в 1649 году на территории современного Острово на Украина, и в возрасте 14 лет был схвачен и продан в рабство крымскими татарами. Но спустя годы он сбежал и вернулся в Острово, чтобы стать раввином общины, а затем перебрался в Познань на территории современной Польши, где стал изучать каббалистическую литературу. Когда в 1711 году в городе вспыхнул пожар, его обвинили в использовании каббалистических заклинаний, чтобы предотвратить его тушение естественным путем, и местные власти заключили его в тюрьму. После освобождения он бежал в Прагу, где поссорился с другим учителем каббалы, преданным лжемессии Шабтаю Цви, а затем во Вроцлав. После жизни в Европе, полной борьбы, Кац попытался эмигрировать в Святую Землю, но добрался только до Стамбула, где умер в 1718 году и был похоронен местной еврейской общиной на кладбище Ортакёй. С тех пор могила стала местом паломничества, объяснил стамбульский раввин-хабадник Менди Хитрик, который тоже является дальним потомком Каца, и помогал в восстановлении могилы в 2005 году.
«На протяжении веков некоторые великие раввины якобы совершали паломничество», — рассказал Хитрик, в том числе основатель хасидизма Баал-Шем-Тов, раввин Нахман из Брацлава и другие. «Я сопровождал великих раввинов, которые анонимно приходили помолиться на его могилу», — добавил Хитрик. «Некоторые прилетают на день на частных самолетах и улетают».
В то время как некоторые люди приезжают в течение всего года, самое популярное время приезда — это йорцайт Каца, 24 тевета по еврейскому календарю. В прошлые годы по этому случаю приезжало около 300 человек, рассказал президент еврейской общины Ортакёй Альберт Эльвашвили, управляющий кладбищем. «Для нас, как для семьи ортакёйской (синагоги) «Эц Ахаим», наш долг из поколения в поколение — поддерживать жизнь этой общины и принимать посетителей со всего мира для проведения этого паломничества», — заявил Эльвашвили корреспонденту JTA. «Мы небольшая община, и нам всегда нужна помощь всех, чтобы заботиться об этом месте, которое является очень важной частью исторического турецко-еврейского и мирового еврейского наследия, но мы с нетерпением ждем встречи с большим количеством посетителей каждый год, даже если нас мало», — добавил он. Однако он отметил, что посещаемость часто растет и падает вместе с изменениями в израильско-турецких отношениях, подобно израильскому туризму в Турцию, который в этом году достиг рекордно высокого уровня.
Самый большой спад произошел во время пандемии Covid-19, и за последние два года сюда прибыло лишь несколько паломников. Теперь кажется, что традиция снова вернулась, и в течение дня прибывает несколько автобусов паломников из разных стран. «Поскольку отношения с Израилем и евреями улучшаются, я считаю, что будет прибывать гораздо больше людей, и поскольку Турция становится намного более привлекательной для еврейских и религиозных туристов, у людей будет гораздо больше возможностей для поездок», — сказал Хитрик. «Не только к кеверу (могиле) Нафтали Каца 24-го тевета, но и к рабби Хаиму Палахи в Измире 19-го швата следующего месяца, и к рабби Иегуде Розанесу 26-го нисана, и ко многим другим раввинам, которые похоронены здесь, на важных кладбищах Турции».