От поселенческой колонии до «Большого Яблока»: как евреи помогли сформировать 350-летнюю историю Нью-Йорка
Хроника истории евреев в Нью-Йорке — отражена в «Еврейском Нью-Йорке: замечательная история города и народа» историка Деборы Даш Мур. Опубликованная в октябре прошлого года, книга представляет собой совместную работу с участием Мур, профессора истории и иудаики в Университете Мичигана Фредерика Г.Л. Хьюуэлла, и других ученых – Джеффри С. Гурока, Энни Полланд, Говарда Б. Рока, Даниэля Сойера и Дианы Л. Линден. Она охватывает более 350 лет, начиная с того момента, когда Нью-Йорк был голландской колонией под названием Новый Амстердам и продолжается через американскую независимость и эпоху иммиграции.
Евреи, которые были частью этой истории, включают газетного издателя Адольфа Окса, который оживил The New York Times в конце 19 века; анархистку Эмма Голдман, чья зажигательная риторика привлекла и сторонников, и противников в начале 20-го века; и выпускника CCNY д-р Джонаса Солк, который боролся с антисемитизмом на пути к открытию вакцины против полиомиелита в 1955 году. История продолжается и сегодня.
Согласно оценке 2015 года, в пяти районах мегаполиса Манхэттене, Бруклине, Бронксе, Куинсе и Стейтен-Айленде насчитывает более 1 миллиона евреев. «Когда пишешь о Нью-Йорке, проблема заключается в том, что вы имеете дело с городом, в котором живет больше евреев, нежели в большинстве европейских стран – Британии, Франции, Германии, Венгрии, Австрии», – сказала Мур. «Если бы это была страна, это привлекло бы большое внимание». Сама жительница Нью-Йорка, Мур сказала: «Я думаю, что у Нью-Йорка есть особая история, которая делает его ключом к развитию США. Это культурная столица США – ее экономическая, политическая и культурная сила». «Вы определяете каждое место, по региональному влиянию, которое у него есть», – сказала она, но гораздо больший масштаб Нью-Йорка «допускает так много плюрализма и многообразия».
Мур знакомы крупномасштабные проекты. Ее книга 2004 года «Евреи-«джи-ай»: как Вторая мировая война изменила поколение», о более чем 500 000 американских евреев, служивших в армии во Второй мировой войне, является основой документального фильма, который транслировался на PBS в начале этого года. Ранее она занималась еврейской историей в Нью-Йорке – особенно удостоенным в 2012 году, Национальной еврейской книжной премии трехтомником «Город обещаний: история евреев Нью-Йорка». Она работала главным редактором книги, отборов авторов из числа ученых, которые позже будут сотрудничать с ней в «Еврейском Нью-Йорке» – Гурок, Полланд, Рок, Сойер и Линден.
По словам Мур, они составили всеобъемлющее изложение еврейской истории в Нью-Йорке, которое ранее не было написано. «Еврейский Нью-Йорк» уходит корнями в этот ранний проект. Мур сказала, что ее редактор в NYU Press, Дженнифер Хаммер, попросил ее уместить три тома в один. «Я много резала», – сказал Мур. Но «Еврейский Нью-Йорк» имеет другой уровень качества. «Это действительно другой отдельный том, – сказала Мур. Сокращая размер «Большого Яблока» Мур разделила «Еврейский Нью-Йорк» на четыре части, а также эссе искусствоведа Линден.
Первая часть включала самые трудные правки, поскольку она охватывала время с 1654 год – когда первые евреи прибыли в Новый Амстердам, как сефардские беженцы из Ресифи, Бразилия – до 1865 года, который стал свидетелем прекращения Гражданской войны и убийства Линкольна. Мур сказала, что евреи в колониальной Америке и ранней республике устанавливают «определенные важные понятия о том, как должны быть организованы евреи в Нью-Йорке» – понятия, оспоренные иммигрантами в первой половине XIX века, которые не хотели «одной синагоги», в результате чего были «всевозможные альтернативные варианты того, как жить в городе по-еврейски».
Средние части книги охватывают XIX и XX века, в том числе эпоху иммигрантов, когда евреи бежали из прежних мест проживания на обетованную землю, представленную островом Эллис и Статуей Свободы. (Мур сказал, что идея Нью-Йорка как обетованной земли «шла параллельно сионизму на протяжении ряда лет» до иммиграционных ограничений США 1924 года). Развивались еврейские кварталы – наиболее знаменит Нижний Ист-Сайд Манхэттена, но также и в Бруклине жили почти 50 процентов евреев города. А что касается Бронкса, то евреи представляли почти половину населения района перед Великой депрессией. Евреи стали крупнейшей этнической общиной в Нью-Йорке, достигая 2 миллионов в городе, который действительно можно назвать плавильным котлом.
В разное время группы имели разные уровни влияния, но культуры большинства не было. В этой атмосфере евреи смогли внести значительный вклад во многие сферы, включая мэрию. «Я думаю, что еврейская политика в 20-м веке длилась довольно долго, вплоть до 90-х годов», – сказала Мур, чья книга включает рассказ о трех еврейских мэрах Нью-Йорка (Абрахаме Биме, Эде Коче и Майкле Блумберге), а также пару уроженцев Бруклина, часто упоминаемых в заголовках современны СМИ. «Одна из причин, почему я заканчиваю книгу, в частности, с Берни Сандерсом и Рут Бадер Гинзбург, заключается в том, что они являются образцами этой политической траектории».
Мур также отметила, что она описывает непреходящую роль еврейской культуры, особенно потому, что она вносит вклад в американскую культуру. «Когда вы думаете о конкретных людях, о том, как широко развивалось интеллектуальное, культурное, художественное сообщество, это одно из ключевых достижений», – сказала она. Примеры этих достижений можно найти по всему Нью-Йорку. Стихотворение Эммы Лазарус 1883 года «Новый колосс» олицетворяет Статую Свободы как маяк надежды для «потрепанных штормом» иммигрантов. «Бог благословляет Америку» Ирвинга Берлина был спет на демократических и республиканских президентских конвенциях в 1940 году. Мур назвал культурное воздействие «долгосрочным непреходящим вкладом», который продолжает возрождаться по мере того, как молодые люди растут в городе, приезжают в город, хотят заниматься определенным аспектом культуры – живописью, фотографией, музыкой, письмом.
Хотя в книге рассказывается о многих достижениях евреев Нью-Йорка «было очень важно напомнить нынешним читателям, евреям из Нью-Йорка, о том, что история имеет темные моменты», – сказала она. Мур написала о евреях в колониальном Нью-Йорке, которые владели рабами, и евреях в Нью-Йорке 19-го века, которые выражали расистские настроения, широко распространенные в политике той эпохи. «Дело не только в том, что евреи владели рабами до Гражданской войны, они были сторонниками демократов, которые в то время были рабовладельческой партией», – сказала Мур. «Они не голосовали за Линкольна в той мере, в какой мы можем видеть. После его смерти они изменили свое отношение». Она также обсуждала евреев, которые были вовлечены в нью-йоркскую преступность, особенно в начале 20-го века; в книге отмечается, что пресловутый синдикат «Корпорация убийство» появился в Браунсвилле. И она сообщила о расизме в 20 веке. «Был расизм вокруг школ, кварталов, это было то, что я должна была понять», -сказала она, в том числе говоря о Гарлеме, где население сменилось с еврейского на афроамериканское. «Еврейские домовладельцы были готовы сдавать дома в аренду афроамериканцам, отчасти для того, чтобы заработать деньги», – сказала она, но «евреи не хотели жить по соседству с афроамериканцами. Это важная часть истории, о которой нужно говорить».
Мур также обсудила вопрос о классах, который, по ее словам, иногда приводил к внутриеврейскому конфликту. «Это было не только внешнее», – сказала она. «Евреи пытались создать профсоюзы в швейной промышленности. Они сражались с еврейскими владельцами, производителями. Это было сражение между евреями и евреями. То же самое можно сказать об усилиях по организации профсоюзов в больницах, когда организовывались еврейские фармацевты. Очень важно признать классовые различия, которые сохраняются в 21-м веке».
Книга доводит свое повествование до 2015 года, рассматривая как преемственность, так и изменения в последний век еврейского Нью-Йорка. Рассматривая новые события, Мур особенно приглядывается к изменениям того «где евреи предпочитают жить и работать», отмечая, что молодые евреи часто предпочитают жить в районах, отличных от районов их бабушек и дедушек, которые могут иметь меньшее еврейское население. Еврейское население Нью-Йорка в целом, похоже, растет.
После исхода, вызванного ростом преступности в 1970-х и 1980-х годах, в начале 2000-х годов его численность упала ниже 1 миллиона человек. Но в 2015 году оно снова превзошло это число. «Предполагаю, что Нью-Йорк как своего рода столица американских евреев, сможет устоять», – сказала Мур. «Это было с начала 20-го века с созданием Американского еврейского комитета и других организаций. Не все из этих организаций продолжают существовать. Но это столица американских евреев. Это не оспаривается каким-либо другим городом», – сказала она.