Опрос: насколько сильна поддержка Дональда Трампа среди ортодоксальных евреев?
В прошлом году одна из крупнейших ортодоксальных синагогальных ассоциаций в Соединенных Штатах провела торжественный ужин, изобилующий ярко-красными бейсбольными кепками, украшенными надписями «Сделай Израиль снова великим». Среди основных докладчиков были сопредседатель Республиканского национального комитета и лидер меньшинства Палаты представителей Кевин Маккарти (конгрессмен от Калифорнии). Аудитория аплодировала, а несколько человек размахивали плакатами в поддержку президента Дональда Трампа. Обед, организованный Национальным советом молодого Израиля, является, пожалуй, крайним примером того, что стало устоявшейся тенденцией: хотя подавляющее большинство неортодоксальных евреев голосуют за демократов, большинство ортодоксальных евреев голосуют за президента – республиканца.
Многочисленные опросы показывают, что ортодоксальное республиканское большинство невелико, но растет. Но все не так просто: новый обзор ортодоксальных политических взглядов обнаружил глубокую пропасть между двумя сегментами ортодоксального еврейства – и внутри одного из них. Предыдущие опросы имели тенденцию «объединять всю ортодоксию», – говорит Марк Тренчер, основатель и президент организации «Nishma Research», которая провела новый опрос. Тренчер, который является представителем т. н. модерн ортодокс, сказал, что он почувствовал разницу между своей общиной и родственниками – харедим. «Мы старались не рассматривать ортодоксию как единое целое», – сказал он. «Мы пытались разделить ее в первую очередь между модерн ортодокс, которые, конечно, очень интегрированы в американское общество, и харедим… которые более изолированы».
Обратившись в прошлом месяце к трем крупнейшим синагогальным и раввинским организациям, Тренчер собрал 1264 ответа – значительная выборка, учитывая, что данные об ортодоксальных избирателях, как правило, взяты из более широких опросов общественного мнения еврейской общины и могут опираться лишь на дюжину ортодоксальных респондентов. То, что он узнал, удивило его. «Политические различия внутри ортодоксии между модерн ортодокс и харедим огромны», – сказал Тренчер.
Опрос, ранее предоставленный JTA, показал, что 66% избирателей – харедим сообщили, что голосовали за Трампа, по сравнению со всего 32% избирателей из числа модерн ортодокс. По состоянию на январь такой же процент одобряет работу, которую он делает. Опрос проводился 14-26 января – до того, как Трамп опубликовал свой мирный план для Ближнего Востока. Есть основания скептически интерпретировать результаты Тренчера. Несмотря на то, что финансирование и проведение опроса были независимыми, «Nishma» опиралась на организации – Совет раввинов Америки, Национальный совет молодого Израиля и Международное раввинское содружество – для получения результатов опроса, а не брало случайную выборку, которая считается золотым стандартом в опросах общественного мнения. И порядок вопросов по весьма спорным проблемам, также мог повлиять на ответы путем «намека» на последующие ответы респондентов.
Несмотря на эти методологические проблемы, это, пожалуй, самый надежный опрос о политических взглядах ортодоксов в Соединенных Штатах. «На самом деле нет списка рассылки или списка телефонных звонков для проведения опроса ортодоксальной еврейской общины, поэтому трудно выделить эту группу», – говорит Тренчер. «Поэтому, когда люди проводят эти опросы и получают несколько тысяч респондентов, у них получается пара сотен ортодоксальных, и об этом сообщается. Но затем, разделив этих ортодоксальных на более мелкие группы, вы получите небольшие группы». Для инсайдеров сообщества модерн ортодокс цифры опроса удивляют.
Трамп принял повестку дня, которая решительно поддерживает правительство Израиля и поддерживается модерн ортодокс, таких как его зять Джаред Кушнер, его посол в Израиле Дэвид Фридман, и его бывший переговорщик по Ближнему Востоку Джейсон Гринблатт. Эта повестка дня включает действия, которые, как считается, пользуются широкой поддержкой в ортодоксальном мире, такие как переезд посольства США в Иерусалим и признание Голанских высот частью Израиля. «В современной ортодоксальной общине определенно есть люди, которые более либеральны, а некоторые – более консервативны», – заявил JTA Натан Диамент, исполнительный директор Правозащитного центра Ортодоксального союза в Вашингтоне, округ Колумбия. «Но если вы пойдете в некоторые из крупнейших общин модерн ортодокс, такие как Теанек, Вудмер или Беверли-Хиллз, если вы поговорите с людьми, они скажут, что они очень рады, что Трамп переместил посольство».
Тем не менее, опрос Тренчера показал, что только 51% модерн ортодокс согласны с тем, что они полностью поддерживают администрацию Трампа в ее «признании Иерусалима столицей Израиля и перемещении посольства США в Иерусалим», в отличие от 73% респондентов – харедим. Выводы Тренчера в значительной степени основаны на 32% респондентов модерн ортодокс, которые назвали себя «либеральными модерн ортодокс». Только 14% этих евреев одобряют Трампа и только 31% поддерживают перенос посольства. На другом конце спектра находятся 27% модерн ортодокс респондентов, которые назвали себя «правыми». Среди этих евреев, религиозные нормы которых более тесно связаны с миром харедим, одобрение действия Трампа составляет 60%, а 75% решительно поддерживают перенос посольства. Среди 41% центристов – они идентифицированы как «Центристские модерн ортодокс» – 45% одобряют Трампа и 64% поддерживают перенос посольства.
Тренчер также попросил респондентов – харедим определить, идентифицируют ли они себя как «литваков» или «хасидов», но не обнаружил существенных различий в политической ориентации между этими подгруппами. Выводы Тренчера свидетельствуют о том, что на поведение многих евреев из числа модерн ортодокс у избирательных урн сегодня влияет широкий спектр проблем.
«Ваши ритуалы действительно отражают степень, в которой вы принимаете внешнюю культуру, включая политическую культуру», -заявила JTA Роберта Розенталь Квалл, профессор права в университете ДеПоль и автор книги «Ремикс иудаизма».
Тренчер говорит, что помимо выявления раскола внутри ортодоксии, опрос иллюстрирует неоднородность даже среди небольшого процента евреев, которые считают себя модерн ортодокс. «Простые описания модерн ортодокс неадекватны, учитывая внутреннее разнообразие», – написал он в электронном письме JTA. «Из-за различий в политических взглядах в современной ортодоксии, есть синагоги модерн ортодокс, которые достаточно левые, а другие – абсолютно правые. Таким образом, политика, как и другие проблемы, с которыми сталкивается община, являются еще одной областью, в которой синагоги и общины модерн ортодокс сильно различаются, и где лидеры должны понимать нюансы взглядов своих прихожан».