Новости

Обвиняя «ультраортодоксальную улицу», Нетаньяху защищает заморозку соглашения о Западной Стене

25 октября 2018, 15:00 политика
Поделиться

Обращаясь 24 октября к еврейским лидерам Северной Америки в Тель-Авиве премьер-министр Биньямин Нетаньяху защитил свое спорное замораживание компромиссной сделки по расширению молитвенной платформы, открытой для всех течений иудаизма, у Западной Стены, обвиняя в этом давление со стороны «ультраортодоксальной улицы», и утверждая, что религиозные и государственные вопросы в Израиле всегда решались «специальными компромиссами» и «медленно развивающимися договоренностями».

Хотя соглашение, заключенное в январе 2016 года и приостановленное полтора года спустя, не будет полностью реализовано, Нетаньяху пообещал, что «обновленная» молитвенная платформа откроется очень скоро. Уклоняясь от обсуждения ситуации у Стены и других спорных вопросов, таких как гиюр, как проблемы, которые можно легко преодолеть, Нетаньяху сказал, что самой большой проблемой, стоящей сегодня перед мировым еврейством, является утрата еврейской идентичности, и что развитие еврейского сознания и гордости в умах молодых евреев является самой важной миссией диаспоры.

Отвечая на вопрос о беспокойстве евреев диаспоры относительно отсутствия религиозного плюрализма в Израиле, Нетаньяху отметил, что даже первый премьер-министр страны Давид Бен-Гурион не смог преодолеть разрыв между светским большинством и ультраортодоксальным меньшинством, без поддержки которого он не смог сформировать правительство. «Это два противоречащих друг другу принципа, которые нельзя решить объединяющим принципом. Вы решаете его с помощью ряда «специальных компромиссов» и они развиваются с течением времени», – сказал Нетаньяху на заключительном пленарном заседании ежегодной Генеральной Ассамблеи Еврейской федерации Северной Америки.

«Время от времени статус-кво оспаривается. Он постепенно эволюционирует. Вы как бы устанавливаете статус-кво, и он существует до определенного момента, а затем он меняется», – продолжил он. Что касается того, кто будет уполномочен совершать гиюр, Нетаньяху сказал, что в течение своего первого срока пребывания на посту премьер-министра он нашел хороший компромисс с Комиссией Якова Неемана, который просуществовал в течение 20 лет, прежде чем он был оспорен. Затем нынешнее правительство заказало отчет Моше Ниссима, который, по словам Нетаньяху, был «хорошим компромиссом», но добавил премьер, в настоящее время он не может его провести. «Это зависит от политических реалий», – сказал он.

Обратившись к Западной стене, он рассказал о переговорах по компромиссному соглашению, призывающему к созданию плюралистической молитвенной платформы в святом месте, которая была бы «доступной для всех». Этот план предусматривал создание совместного входа во все три молитвенные зоны — плюралистическую и две разделенные по признаку пола секции, которые будут использоваться ортодоксальными прихожанами. «У нас были технические чертежи, все. Часть этого соглашения имела пояснительные примечания, когда я принес его правительству, что означало бы косвенное признание в Израиле консервативного и реформистского течений», – сказал Нетаньяху. «И это было хорошо. Люди согласились. Тогда это было немедленно оспорено «ультраортодоксальной улицей», и они сказали: «Выбирайте: у вас есть правительство, или у вас нет правительства».

Нетаньяху также сказал, что члены оппозиции могут критиковать его за то, что он поддался давлению, но что у него есть доказательства того, что они сами сделали предложения ультраортодоксальным партиям, «превышающие те, которые делает Ликуд». Нетаньяху сказал, что вместо того, чтобы отменить соглашение, он просто приостановил его. «Не отменяйте его. Двигайтесь вперед в соответствии с тем, что на самом деле говорит соглашение, которое предполагает реконструкцию площади».

Нетаньяху отметил, что 23 октября началась работа по возврату камня, который выпал из стены на общую платформу в июле. «Это должно ускорить решение, и я ожидаю, что площадка будет скоро завершена», – сказал он. «Мы закончили почти всю законодательную работу, что было просто невозможно, но мы сделали это. Эта площадка будет там, отремонтирована, новая, безопасная, очень красивая». Израиль был и останется домом для всех евреев, продолжал премьер-министр, под аплодисменты аудитории. «Меня не волнует, консерваторы они или реформисты, или ортодоксы, и мне все равно, если они полностью светские или не верующие».

Баланс между религией и государством в Израиле отличается от системы, которая существует в США или в других местах, продолжил он: «Но это то, что есть здесь. Это то, что у нас есть: ряд медленно развивающихся договоренностей». В конечном итоге эти меры отражают «эволюцию израильского электората», сказал он.

В конце своего выступления, поскольку ведущий заседания, уходящий с поста председателя JFNA Ричард Сандлер, собирался попрощаться с премьер-министром, Нетаньяху попросил разрешения сделать еще одно замечание, подчеркнув, что, по его словам, речь идет о том, что действительно беспокоит его в связи с евреями диаспоры. «То, что меня беспокоит, когда дело доходит до еврейского народа, — это потеря идентичности. Это не вопрос Стены или гиюра, мы это преодолеем. Это потеря идентичности», – сказал он. Перефразируя статью Аммиля Хирша, Нетаньяху сказал, что те, кто не заботится о еврейской идентичности, не выживут как евреи. «В этом есть какая-то основная истина», – сказал он. «Выживание еврейства гарантируется в еврейском государстве, если мы защищаем наше государство. Но мы должны также работать над преемственностью еврейских общин в мире, развивая еврейское образование, изучение иврита, контактируя с молодыми евреями, приезжающими в Израиль». «Необходим новый подход, подходящий для эпохи интернета, который поможет евреям диаспоры «понять, что их собственное будущее как евреев зависит от сохраненной идентичности», – сказал Нетаньяху.

«Самое главное — это защита еврейской идентичности и развитие еврейского сознания. Это выходит за рамки политики; оно затрагивает основы истории», – заключил он. «Мы – один народ. Давайте убедимся, что все еврейские дети в мире знают, насколько они должны гордиться тем, что они евреи».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции