Новый опрос раскрывает приоритеты израильтян в сфере образования на фоне продолжающейся войны
Программа образовательной политики Израильского института демократии провела опрос, направленный на выявление ключевых вопросов и тем, на которых система образования должна сосредоточиться в новом учебном году в свете продолжающейся войны Израиля и ХАМАСа, пишет «The Jerusalem Post».
Опрос, в котором приняли участие 500 евреев и 100 арабов в возрасте от 18 лет и старше, изучил основные темы, которые система образования должна рассмотреть в свете продолжающейся войны, обсуждения в классах, проводимые учителями по вопросу возвращения заложников, и потенциальные корректировки учебной программы во время войны.
Кроме того, в ходе опроса сравнивалось развитие взаимопонимания в израильском обществе через систему образования в период между двумя годами проведения опросов.
В первом вопросе было представлено несколько тем, связанных с войной, и респондентам было предложено выбрать самую важную для системы образования тему, которую необходимо передать в предстоящем учебном году.
Из перечисленных вариантов 45% респондентов – евреев проголосовали за важность сохранения национального единства и сплоченности во время войны. Для сравнения, респонденты – арабы придали наибольшее значение — 27% — готовности пойти на уступки, чтобы закончить войну или пойти на уступки ради мира.
Интересно, что ни один респондент – араб не придал наивысшего значения победе над врагом, даже если это означало бы продление войны, в то время как 10,5% опрошенных евреев поставили это на первое место.
На втором месте среди израильских арабов оказалась важность защиты прав человека и гражданских прав даже во время войны, за что высказались 22,5% из них.
При дальнейшем разделении между опрошенными респондентами – евреями опрос показал, что из 45%, которые посчитали сохранение национального единства самой важной темой, 60% определили себя как ультраортодоксов, что является самым высоким показателем среди всех религиозных групп.
Все респонденты – евреи посчитали тему, подчеркивающую единство и сплоченность, самой важной темой. Несмотря на то, что процент светских респондентов, высказавшихся за это, был относительно ниже, чем у других еврейских групп, на уровне 38%, эта тема оставалась самой заметной для них.
Когда тот же вопрос был повторно проанализирован на основе политической принадлежности респондентов – евреев, левые и правые представили зеркальное отражение. Самый важный вопрос, по мнению правых избирателей, — важность победы над врагом — получил менее половины поддержки среди левых, в то время как важность защиты прав человека практически не получила поддержки правых по сравнению с 29,5% у левых.
Как и респонденты – арабы, ни один из приверженцев левых взглядов не придавал значения победе над врагом за счет продления войны.
Те, кто идентифицировал себя как центристы, как правило, больше примыкали к правым.
На вопрос о том, следует ли учителям обсуждать возвращение заложников и изучать моральное значение требования вернуть их любой ценой, большинство евреев и арабов согласились с примерно одинаковым показателем — 53% и 51,5% соответственно.
Когда данные снова были разбиты по группам по степени религиозности, оказалось, что процент согласившихся среди светских, традиционных нерелигиозных и религиозных респондентов был близок к среднему показателю по всей выборке, ультраортодоксальные респонденты выделялись своими низкими показателями согласия.
Разделение выборки по политической ориентации снова показало, что избиратели, аффилированные с правыми и левыми, имели существенно противоположные взгляды, в то время как избиратели, аффилированные с центристами, показали результаты, схожие с правыми.
Что касается потенциальной корректировки учебной программы из-за продолжающейся войны, даже ценой сокращения учебных материалов и изменения содержания, то большинство опрошенных – как евреи и арабы – согласилось с этим.
Это согласие также сохранялось при опросе респондентов по всему еврейскому религиозному спектру. Среди общественности широко распространено понимание того, что система образования должна адаптироваться к текущей реальности, даже если это происходит за счет существующих учебных материалов и программ.
В плане работы на 2024-2025 учебный год указано, что необходимы корректировки и обновления, учитывая сложную реальность, хотя план не затрагивал существенные изменения в темах и проблемах, с которыми система сталкивалась в свете войны. Данные опроса показали поддержку более масштабных корректировок во всех группах.
Вопрос из опроса 2022 года был повторен в свете войны, в нем спрашивалось у респондентов, в какой степени они согласны со следующим утверждением: поскольку система образования разделена на течения, она не может способствовать пропаганде общего нарратива для всех групп в израильском обществе.
Первоначально вопрос был задан после последних результатов выборов 2022 года и до того, как министр юстиции Ярив Левин объявил об ожидаемых изменениях в судебной системе, до протестов, вызванных этой проблемой.
В то время как в 2022 году с этим утверждением согласились только 40,5% от общего числа респондентов, новый опрос показал уровень согласия в 51%.
Кроме того, был обнаружен заметный разрыв среди арабских респондентов, в 2024 году с это точкой зрения согласились 65%, по сравнению с 47% в предыдущем опросе.
Этот разрыв может отражать потерю доверия в арабской общине к способности системы образования вносить изменения в этом отношении.
Эти различия также были отражены среди респондентов – евреев, как по религиозной, так и по политической ориентации.
Изменения между двумя опросами показали, что даже среди групп, чье первоначальное согласие с утверждением было относительно низким в 2022 году, существует более широкое ощущение того, что способность достичь общей позиции для всех израильтян через систему образования ограничена.
Учитывая, что Министерство образования подчеркнуло «социальную солидарность» как цель на текущий учебный год, это поднимает вопрос о том, как наилучшим образом реализовать эту цель без возможности создания единого нарратива, охватывающего все идентичности в израильском обществе и не игнорирующего существующую напряженность и конфликты.