Новый фильм рассказывает о регистрации, используемой французской полицией для выявления евреев во время Холокоста
Новая книга и документальный фильм показывают, в какой степени французский режим Виши, существовавший во время войны, стремился угодить фашистам.
Новое исследование, проведенное историком Лораном Жоли и кинорежиссером Давидом Корн-Брзозой, использует документы ранее не привлекавшие внимания, чтобы показать, как французская полиция и высшие должностные лица были готовы сотрудничать в деле арестов десятков тысяч евреев. Во время Второй мировой войны около 75 000 евреев были депортированы из Франции в нацистские лагеря смерти, где почти все они были убиты.
В новой книге Жоли «L’Etat contre les Juifs» («Государство против евреев») используется ранее неопубликованный реестр, составленный французской коллаборационистской полицией для выявления «иностранных евреев» во Франции. Десятки тысяч евреев бежали в страну, чтобы избежать роста антисемитизма в Германии и Восточной Европе в годы, предшествующие войне.
Жоли сказал AFP, что у парижской полиции была «одна из самых сложных систем в мире, чтобы классифицировать иностранцев». Около 125 000 евреев были записаны в списках, основанных на переписи, проведенной по требованию нацистов в 1941 году, которая, по словам Жоли, «как ни странно оставалась неизвестной до моих исследований». Именно этот список использовался во время печально известной облавы Вель-д’Ив против 13 000 евреев-иностранцев 16 и 17 июля 1942 года. Мужчины, женщины и дети были вытащены из своих кроватей французской полицией и доставлены на Вель Д’Ив (зимний велодром) возле Эйфелевой башни перед депортацией в концентрационные лагеря.
«Они могли бы сопротивляться»
«Немцы не просили, чтобы им передали евреев, которые жили в контролируемой Виши части Франции», – сказал Жоли. «Режим Виши всегда пытался продемонстрировать свою добрую волю по отношению к немцам», – сказал он. «Были способы, которыми они могли бы сопротивляться их давлению. Но их осознанным выбором была политика коллаборационизма». В фильме Жоли, сделанном Корн-Брзозой, «Полиция Виши», который был показан 19 сентября на французском общественном телевидении, была использована единственная известная фотография велодрома во время облавы. Снятая немцами, она показывает полицейские фургоны, выстроившиеся снаружи, и офицеров, ходящих вокруг.
Фильм также реконструирует бюрократический «механизм», через который министры Виши, ответственные за полицию во время войны, сотрудничали с немцами. Режиссер сказал, что в первый раз кто-то попытался изобразить то, что произошло через призму тех, кто «воплотил окончательное решение в жизнь во Франции». Используя их показания в судах, которые судили главарей Виши после освобождения Франции, Корн-Брзоза освещает роль пожилого лидера Виши, маршала Филиппа Петена, его премьер-министра Пьера Лаваля и министров внутренних дел Рене Буске, Жозефа Дарнана, Пьера Пюше, Марселя Пейрутона и Адриена Марке.
Миф о еврейском государстве
Корн-Брзоза сказал, что через его драматизированную реконструкцию событий мы можем услышать, как Буске — друг будущего президента Франции Франсуа Миттерана — утверждает, что именно он «спас французских евреев и четыре пятых иностранных евреев» во Франции в то время. Лаваль утверждал, что он «убежден, что евреев депортировали в Польшу, чтобы создать еврейское государство». Жоли сказал, что Буске удалось избежать казни, даже несмотря на то, что он был главой полиции «во время худших репрессий … в то время как его предшественника Пюже и преемника Дарнана расстреляли». Он сказал, что драматическая реконструкция событий фильма заключалась в попытке «понять психологию этих полицейских начальников», которые застряли в логике системы. «Ничего не было придумано», – настаивал он; все было взято из стенограмм их допросов и заявлений после войны. Историк сказал, что «фундаментальный и малоизвестный момент», который установил шаблон для желаемого сотрудничества Виши, утвердился тогда, когда его первый министр внутренних дел, Марке, постановил, что офицер гестапо будет присутствовать в Виши» летом 1940 года, хотя это не было частью условий перемирия».
В декабре 1940 г. офицер СС потребовал, совершенно незаконно, чтобы два немецких политических беженца Рудольф Гильфердинг и Рудольф Брейтшайд, были переданы нацистам, «несмотря на то, что у них обоих были визы, которые позволили бы им бежать в Соединенные Штаты, – сказал Жоли. «Оба были принесены на алтарь коллаборационизма Пейрутона, преемника Марке, который хотели быть на хорошем счету у немцев», – добавил он. Это решение, по его мнению, «является началом этого механизма коллаборационизма полиции», которое в конечном итоге привело к тому, что 40 000 евреев в 1942 году были переданы немцам.