Новости

“Новый документальный фильм рассказывает об израильтянине, который узнал о прошлом своей семьи как разведчиков в Египте

26 сентября 2023, 15:00 Документальный фильм
Поделиться

Даниэль Бен-Давид вырос в обычной израильской семье, хотя, возможно, более скрытной, чем большинство других, пишет журналист «The Times of Israel» Михаэль Горовиц.

Они отмечали праздники, свадьбы, бар-мицвы и дни рождения и вели типичную для израильтян жизнь. Но, повзрослев, Бен-Давид обнаружил, что его корни вовсе не еврейские или израильские, а палестино-египетские. Его семья была вынуждена бежать из Египта в еврейское государство после того, как в течение семи лет была израильскими разведчиками. Это звучит как история из шпионского романа, но это реальность для Бен-Давида, чье путешествие по открытию истории своей семьи находится в центре нового документального фильма «Yes» «Семья шпионов».

В фильме рассказывается история семьи Шахин: отец-палестинец, его жена-египтянка и трое их детей, которые все служили агентами Израиля после Шестидневной войны 1967 года. Бен-Давид – сын Йосси Бен-Давида, бывшего Набиля Шахина, одного из троих детей. Он вырос, зная, что его скрытный отец приехал из Египта, но не более того. «Мы выросли в еврейской израильской семье во всех отношениях. Мы праздновали все официальные праздники, Рош а-Шана, Суккот», — рассказал Даниэль «Channel 12» в репортаже о документальном фильме, вышедшем в эфир 23 сентября. «Семья вела скрытную жизнь. Этим они занимались всю свою жизнь. Раскрыть это было очень сложно». Ибрагим Шахин, отец Набиля и дедушка Бен-Давида, был родившимся в Иерусалиме палестинцем, чья семья бежала в Египет после создания Израиля в 1948 году. Там он встретил Инширу, уроженку Египта, которая стала его женой. У пары было трое детей, и они работали в городе Эль-Ариш на Синайском полуострове, когда он был захвачен Израилем во время Шестидневной войны. Трое их сыновей – Набиль (отец Бен-Давида), Мухаммед и Адель – находились в то время в Каире. В то же время Мика Коби служил в подразделении 504 разведывательного управления ЦАХАЛа, которое нанимает иностранных агентов для Израиля. Он приехал в Эль-Ариш в поисках агентов и начал проводить интервью с сотнями египтян, оставшихся в оккупированном городе. Там он встретил Ибрагима Шахина. «Я увидел человека, который широко улыбался», — рассказал Коби «Channel 12». Он спросил Шахина, готов ли он работать на Израиль. «Он сказал мне: я помогу тебе во всем, что ты захочешь, я люблю Израиль».

Шахин и его жена смогли привезти своих детей из Каира, и все пятеро прошли программу обучения в секретной квартире в пригороде Тель-Авива Гиватаиме. Желание Шахина включить в работу своих детей вызвало споры. «Я лично был против необходимости детей. Я думал, что дети могут усложнить работу», — заявил Коби. Но решение было принято. Завершив приготовления, семья вернулась в Египет, где родители начали налаживать связи с высшими чиновниками, в том числе с представителями силовых структур. В подразделении 504 им дали кодовое название «Сеть Синьори». Агент, который работал с ними, которого представили только как «Абу Яакова» из-за секретного характера его должности, заявил, что одной из самых больших ошибок безопасности было вовлечение в это дело детей. «Дети есть дети. Они болтают, говорят, что-то делают, рассказывают друзьям», — заметил он. «Это было очень судьбоносное решение. Они пошли на действительно большой риск», — заявил Даниэль Бен-Давид в репортаже «Channel 12».

Йосси — он предпочитает свое еврейское имя Набилю — рассказал «Channel 12», что его отец Ибрагим давал ему задания фотографировать различные места, включая военные базы и объекты. По его словам, ему тогда было 13 или 15 лет. «Было трудно, денег не хватало, но когда мой отец познакомился с евреями, дела пошли лучше», — вспоминал он о своем детстве в Египте. «Набиль, мы работаем с друзьями», — вспоминает Йосси слова отца. «Я спросил, какие друзья? Он сказал мне: «Наши друзья в Израиле». Йосси рассказал, что любил и поддерживал своего отца, но не совсем понимал важность семейной деятельности. «Я фотографировал военную базу, а иногда и самолеты. Эта камера сделала многое», — заявил он, показывая устройство, которое он хранит по сей день. Коби похвалил семью Шахинов как «одних из лучших и самых выдающихся агентов, которые когда-либо были в Отряде 504». «Они сообщают нам об обучении, они сообщают нам об учениях — со стороны ВВС и ВМФ», — рассказал он. «Они даже предоставили нам информацию о том, что русские семьи покидают Египет — это было предупреждением о войне Йом-Кипур», — заявил он, имея в виду отъезд советских дипломатов в преддверии войны.

В течение семи лет Шахины передавали Израилю информацию, в том числе фотографии военных объектов и секретные сообщения, передаваемые азбукой Морзе и невидимыми чернилами. Большая часть предоставленной ими информации остается засекреченной. В 1974 году семью поймали. Йосси вспомнил, как находился на крыльце своего дома в Каире и видел, как группа людей тащила его отца в машину. Он рассказал, что немедленно избавился от шпионских материалов, которые хранились у них дома. Ибрагима и Инширу судили и приговорили к смертной казни, а троих их детей отправили в тюрьму на пять лет. В интервью после захвата Иншира сказала египетскому журналисту: «Я сожалею. Я глубоко сожалею, я очень хочу загладить свою вину. Я беспокоюсь о будущем своих детей. Куда они пойдут? Что они будут делать?» В тюрьме, по словам Йосси, у него была пустая комната, в которой было «совершенно темно», и в тюрьме его избивали.

После Кэмп-Дэвидских соглашений 1979 года, которые установили мир между Израилем и Египтом, Иншира получила президентскую амнистию, но казнь Ибрагима через повешение была проведена. Она сбежала со своими тремя детьми в Израиль и поселилась в пригороде Тель-Авива Бат-Яме, где они приняли иудаизм и сменили фамилию на Бен-Давид. Иншира сменила имя на Дина, а ее дети стали Йоси, Хаимом и Рафи. Дело было разрешено к публикации в Израиле только в 1989 году, когда семья уже обосновалась в стране. Йосси — единственный выживший член семьи, и до недавнего времени он не рассказывал сыну о своих переживаниях. Его мать Дина скончалась в 2021 году. Его братьев тоже давно не было. «Я вырос с секретом. Меня воспитал отец, и я не любил об этом говорить или объяснять. Я не хотел вспоминать всю эту историю», — рассказал он.

Дэниел, сын Йосси, рассказал «Channel 12», что его бабушка и дедушка приняли «роковое и рискованное решение» для своей семьи. Но он отверг вопрос о каком-либо кризисе идентичности. «Я израильтянин и еврей, и ничто этого не изменит». «Я правый и останусь правым», — добавил он, когда его спросили, как он совмещает свое палестино-мусульманское происхождение с нынешней реальностью. Дэниел сказал, что этому делу не было уделено достаточного внимания, и его следует помнить, как историю Эли Коэна, возможно, самого известного израильского разведчика, который, работая под прикрытием в Дамаске, предоставлял важную информацию в течение четырех лет, пока его не поймали и не казнили в 1965 году. «Мой дедушка отдал свою жизнь. Эту историю нужно запомнить, как историю Эли Коэна».

Коби сказал, что пропаганда такой версии невозможна. «Несмотря на все горе, существует огромная разница между историей Эли Коэна и этой. Отношение к разведчику еврейского происхождения всегда будет отличаться от отношения к нееврею», — сказал он. Йосси рассказал «Channel 12», что кто-то однажды сказал ему, что его предки, должно быть, были евреями, «потому что это необъяснимо». «Мне нравится быть евреем, вся семья еврейская», — заметил Йосси, которому сейчас 68 лет».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции