Новое исследование связывает здоровье сердца с образом жизни религиозных евреев
Недавнее исследование может дать подсказку евреям, стремящимся снизить свои шансы умереть от ишемической болезни сердца: начните молиться, пишет журналист «Forward» Адам Ковач.
В исследовании более трех десятилетий изучались показатели смертности почти 12000 израильских мужчин – евреев, которых ученые разделили на пять категорий: харедим, религиозные, традиционные, светские и агностики. Оно было основано на опросе этих мужчин в возрасте от 40 до 65 лет. Результаты, опубликованные в «International Journal of Environmental Research and Public Health», показали, что уровень религиозности среди мужчин значительно коррелирует с уровнями смертности от сердечных заболеваний. У мужчин в группе харедим шанс умереть от болезни сердца был на 32% ниже, чем у представителей группы агностиков, в то время как у религиозных, традиционных и светских групп шансы умереть от этой болезни снизились на 18%, 15% и 8% соответственно.
Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти как мужчин, так и женщин в Соединенных Штатах, на них приходится примерно 1 из 5 смертей. В 2020 году чуть менее 700000 американцев умерли из-за осложнений этой болезни. Хотя данные исследования не собирались после 1995 года, соавтор Сигал Эйлат-Адар, зарегистрированный диетолог и эпидемиолог Израильского академического колледжа в Вингейте, заявила, что другие исследования показывают, что их результаты будут аналогичны более поздним данным. Хотя результаты согласуются с предыдущими исследованиями, связывающими более широкое соблюдение религиозных обрядов среди других религиозных групп с улучшением здоровья сердца, тот факт, что израильские харедим в целом находятся в худшем экономическом положении, чем другие религиозные группы, делает выводы еще более очевидными. Обычно считается, что социально-экономический статус тесно связан с общим состоянием здоровья. Эйлат-Адар также отметила, что харедим, как правило, питались хуже, чем другие группы, особенно во время исследования, когда многие из них употребляли пищу, богатую насыщенными жирами. «Они много едят. Есть праздники и шабат», — заявила она. «Я бы не сказала, что это здоровое питание, потому что они пьют много сладких напитков».
Преимущество харедим?
В исследовании Эйлат-Адар указала на несколько факторов, которые могут объяснить более низкий уровень смертности, в том числе на то, что харедим, вероятно, меньше курят из-за ограничений в шабат и имеют прочные связи и поддержку в обществе. Хотя в исследовании отмечается, что исследования показали, что религиозность связана с более низким уровнем стресса, Эйлат-Адар рассказала «Forward», что это может быть еще более очевидным в Израиле, где харедим не испытывают стресса, связанного с обязательной военной службой. Профессор Университета Маунт-Сент-Винсент Захари Циммер, который много писал о взаимосвязи между религией и здоровьем, заявил, что привычки, отмеченные в исследовании, наблюдались в других религиозных общинах, где было обнаружено, что они также способствуют снижению смертности от сердечных заболеваний. «В этом есть духовный аспект, есть аспект религиозной идентичности, есть своего рода культурный и общественный аспект, есть поведенческий аспект», — заметил он. Но, добавил он, выводы не универсальны. «Если вы путешествуете по миру в других местах, в других странах, вы необязательно найдете такие же отношения», потому что религия и культура вводят другие факторы, которые могут влиять на здоровье сердца. «Возможно, религиозность не так полезна, как в некоторых сообществах и в определенных странах».
Множество факторов может привести к тому, что более соблюдающие люди будут иметь более здоровое сердце, но фактические механизмы, связывающие причину и следствие, до сих пор плохо изучены, говорит доцент Университета Макгилла в Монреале Ананья Банерджи, изучающая социальные детерминанты здоровья. «Есть аспекты религии, которые могут быть абстрактными и трудно поддающимися измерению», — заявила она. «Я думаю, что именно поэтому нет программы исследований или учреждения, которое действительно изучает, как религия и религиозность защищают от хронических заболеваний и состояний психического здоровья». (В частности, для евреев ответ на вопрос о снижении риска смерти от сердечных заболеваний может оказаться неожиданным: исследование 2018 года показало, что ношение тфилина положительно влияет на кровоток.)
Предостережения
Эйлат-Адар признала ограничения исследования. Главным из них является то, что данные были получены в результате опроса работающих израильтян и, следовательно, не могли принять во внимание значительное количество харедим, которые посвящают себя изучению Торы на постоянной основе. Что касается того, могут ли светские евреи извлечь выгоду из того, что они станут более соблюдающими, Циммер заметил, что польза веры для здоровья очевидна, но не ограничивается организованной религией. Он отметил, что аналогичные положительные результаты наблюдались у людей, которые посвятили себя внеконфессиональной духовности, музыке или какому-то делу. Эйлат-Адар заметила, что связь с чем-то большим, чем вы сами, может быть полезной. «Вера во что-то действительно помогает вам. Вам не нужно молиться. Вы можете молиться в своем сердце, я не знаю», — заметила она. «Но верить во что-то, это не присутствие на молитве. Это духовность, которая помогает вам». На вопрос, может ли иметь место какое-то Б-жественное вмешательство — например, что евреи, которые молились о хорошем здоровье, получили его благодаря своей набожности, — Циммер ответил, что этот вопрос выходит за рамки научных исследований. «Я считаю, что Б-жественное вмешательство и наука не всегда хорошо сочетаются друг с другом», — заявил он.