Новое исследование показывает, что в израильских школьных учебниках игнорируется история, наследие и культура восточных евреев
Большинство евреев в современном Израиле являются потомками евреев, которые были изгнаны или бежали из стран, находившихся под мусульманским правлением в период с 1948 по 1967 год, пишет JNS.
Обычно называемые мизрахим («с Востока»), они включают и тех, чьи предки жили в Центральной Азии, на Балканах и в Эфиопии. Но недавний опрос израильтян в возрасте до 30 лет показал, что история, наследие и культура мизрахим прискорбно игнорируются в школьной системе Израиля. В опросе, проведенном в конце декабря 2021 года ведущей израильской компанией «Smith Consulting», 80% опрошенных заявили, что этот предмет либо вообще не преподавался, либо преподавался ограниченным образом, а 75% не могли вспомнить ни одной программы или урока в школе, которые укрепляли положительное восприятие мизрахим. Около 68% респондентов никогда не слышали о «Фархуде», погроме 1941 года в Багдаде, в результате которого погибло более 150 евреев, в то время как 58% смогли правильно идентифицировать «Хрустальную ночь».
Опрос был проведен по заказу иракско-британского еврейского бизнесмена и филантропа Дэвида А. Дангура. Дангур является президентом «Dangoor Education», дочерней компании Фонда «Экзиларх», которая поддерживает образовательные инициативы, в том числе многие в области наследия, культуры и образования сефардов/мизрахим. Он также является вице-президентом Всемирной организации иракских евреев. Он сообщил JNS, что данные опроса были представлены министру социального равенства Израиля Мерав Коэн в надежде, что они будут использованы для предоставления израильскому правительству информации, которая может быть использована для улучшения израильского общества. «Израиль находится в прекрасном положении, имея две культуры», – заявил он. «Это не просто вопрос прав и справедливости; это вопрос богатства и плодородия идей. Исследование за исследованием доказывает, что разнообразие обогащает мыслительный процесс в бизнесе и науке. Культурное разнообразие приносит когнитивное разнообразие и обогащает дебаты», – отметил бизнесмен. «Израиль выиграл бы от включения восточной точки зрения как в культурную, так и в политическую сферы», – добавил Дангур.
В 2014 году Кнессет объявил 30 ноября Днем памяти еврейских беженцев из арабских стран и Ирана, но только 11% опрошенных молодых людей слышали об этом. Дангур высоко оценил официальную инициативу по празднованию, но предположил, что другие проекты наследия евреев-мизрахим, такие, как Центр наследия вавилонского еврейства в Ор-Иегуде, заслуживают более значительной государственной поддержки.
Увеличение инвестиций в курсы университетского уровня для подготовки учителей
Еще в 2014 году Шимон Охайон, член Кнессета («Исраэль Бейтейну») и председатель Комитета Кнессета по делам еврейских беженцев из арабских стран, внес предложение в Кнессет об отмечании 30 ноября. Сегодня Охайон является директором финансируемого из частных источников Центра культуры, общества и образования сефардского наследия имени Аарона и Рэйчел Дахан в Университете Бар-Илан в Рамат-Гане. Напомнив о решительном противодействии тогдашнего министра образования Израиля Шая Пирона (партия Еш Атид») как предложению, так и расширению изучения предметов, посвященных мизрахим, Охайон заявил JNS, что с тех пор было трудно добиться значительных успехов в школьной системе.
Министерство иностранных дел принимало участие в организации церемоний памяти по всему миру, а Министерство социального равенства оказывало поддержку, рассказал он, но отсутствие финансирования со стороны Министерства образования остается серьезным препятствием для дальнейшего изучения культуры и истории мизрахим. «Какова была реакция министра образования на этот последний опрос «Smith Consulting»?» – спросил Охайон. Другой вопрос, который он задал, касается пятилетней программы развития арабского сектора стоимостью 30 миллиардов шекелей (9,4 миллиарда долларов), утвержденной правительством в октябре прошлого года и направленной на сокращение социально-экономического разрыва между арабами и евреями. «Почему они не смогли найти даже 1 миллиард шекелей за пять лет, чтобы улучшить образование примерно половины еврейской общины Израиля?!» – спросил Охайон. «Это означает, что я верю в сосуществование с арабами, но не в интеграцию с моим собственным народом».
Охайон подчеркнул, что его цель – попытаться сократить разрыв и поделиться традициями и богатой культурой евреев из неевропейских стран. Но для этого требуются большие инвестиции в привлечение профессоров и предложение курсов университетского уровня для подготовки преподавателей. На культурной сцене Израиля артисты-мизрахим долгое время были одними из самых популярных — культовые певцы, такие как Офра Хаза, Шошана Дамари, (обе из Йемена), уроженка Ирана Рита Яхан-Фаруз (Кляйнштейн), известная как просто «Рита», Яфа Яркони (Кавказ) и Джо Амар (Марокко) были чрезвычайно успешными с 1960-х годов. В последние десятилетия израильское общество приняло сольные концерты с исполнением сефардских пиютов (литургической поэзии), а концерты различных андалузских оркестров проходят с аншлагами.
«Это неформальное принятие дает жизнь, но нам все еще нужны основы», – настаивает Охайон. «Какое бы сефардское образование у нас ни было, оно должно быть помещено в программу» И Дангур, и Охайон признают, что многие евреи-мизрахим и сефардского происхождения прониклись идеей о том, что их собственная культура не имеет большой ценности, и они стремятся быть частью того, что они воспринимают как господствующую ашкеназскую или западную культуру. «Следует уделять больше внимания таким людям, как Шломо Хилель, чтобы помочь людям гордиться своим наследием», – заявил Дангур. Хилель был бывшим спикером Кнессета иракского происхождения, который был архитектором операции «Вавилон», в результате которой в 1950-1951 годах в Израиль прибыли 120000 иракских евреев.
Одной из организаций, которая активно работает над восстановлением гордости, а также оказывает влияние на систему образования, является Центр наследия Маймонида. Центр, расположенный в Тверии, находится рядом с местом захоронения известного мудреца испанского происхождения 12 века, раввина Моше бен Маймона, известного как Маймонид или Рамбам. Центр основанный в 2003 году, возглавляет раввин Ямин Леви, который заявил JNS, что его не беспокоят результаты опроса «Smith Consulting». Его центр выпускает учебные материалы по Маймониду и сефардскому наследию, которые рассылаются в почти 400 школ; многие директора этих школ являются сефардами и приветствуют внеклассные мероприятия, отметил он. «Есть желание обучать, но день и бюджет ограничены, и если мы собираемся сосредоточиться на современном еврейском историческом моменте, то это будет Холокост. Какое бы сефардское образование у нас ни было оно должно быть помещено в программу», – заметил он.
Центр публикует еженедельные информационные бюллетени для детей и взрослых и поддерживает активный канал на «YouTube», где представлены короткие образовательные программы обо всем, от йеменских кулинарных традиций и марокканских пиютов до персидских слихот (молитв о прощении грехов), рассчитанные на молодую аудиторию. Канал транслируется в школах, и центр предлагает призы детям, которые учатся и овладевают материалом. Леви заявил, что помимо просвещения молодежи о красоте сефардских традиций, Израилю имеет смысл освещать историю евреев-мизрахим по политическим причинам. «Вот откуда мы родом; это наш Ближний Восток. Евреи-мизрахим – уроженцы Ближнего Востока, и этого нельзя сказать об ашкеназах», – заметил он. «Это важный новый нарратив».
Мизрахим были вынуждены отрицать свою еврейско-арабскую идентичность
Многие видные государственные деятели посещают ежегодную трехдневную конференцию центра, которая получает поддержку от Министерства культуры и спорта и Министерства образования, и привлекает значительное внимание к кругу докладчиков и темам, связанным с Рамбамом. По словам Леви, сефардские взгляды на галаху (еврейский закон) – еще один мощный способ привить гордость. «Такие великие умы, как раввин Овадия Йосеф и раввин Бенцион Узиэль — первый Главный сефардский раввин, — были мощной силой в сохранении сефардской литургии, галахи и традиций. Они разработали множество прогрессивных тшувот («ответов») о пожертвованиях органов и агунот, которые включали сефардские ценности и знания в еврейский закон».
Леви обратил внимание на работы художника израильского происхождения Меира Галя, который в 1997 году создал фотопроект под названием «Девять из четырехсот (Запад и остальное)». Галь писал: «Книга, показанная на фотографии, является официальным учебником истории еврейского народа последних поколений, которым пользовались старшеклассники (включая меня) в 1970-х годах. Девять страниц, которые я держу в руках, – единственные страницы в книге, на которых обсуждается неевропейская еврейская история. Отсюда и название: «Девять из четырехсот (Запад и остальное)». Далее он объяснял: «У мизрахим исторически не было противоречия между тем, чтобы быть евреями и арабами одновременно. Приход сионизма и создание государства Израиль вбили клин между мизрахим и их происхождением и заменили их еврейско-арабскую идентичность новой израильской идентичностью, основанной на европейских идеалах, а также ненавистью к арабскому миру. С момента своего прибытия в Израиль мизрахим были вынуждены отрицать свою еврейско-арабскую идентичность, которой они придерживались на протяжении веков в арабских странах и в Палестине. Неизбежным результатом стало непримиримое отрицание мизрахим собственного прошлого, которое постепенно переросло в ненависть к себе».
Тем не менее результаты последнего опроса «Smith Consulting» показывают, как далеко продвинулся Израиль — и как далеко еще предстоит пройти в восстановлении чувства собственного достоинства среди еврейского большинства, чтобы полностью использовать потенциал интегрированного общества.