Новая выставка рассказывает о малоизвестном художнике, создавшем первый в Великобритании мемориал жертвам Холокоста
Работы малоизвестного немецко-еврейского художника, создавшего первый в Великобритании мемориал жертвам нацистских преследований, станут центром выставки, которая прольет свет на нераскрытые аспекты его жизни, пишет журналист «Guardian» Бен Куинн.
Фред Кормис, бежавший из Германии в 1930-х годах и позже ставший гражданином Великобритании, был описан Винеровской библиотекой Холокоста в Лондоне как забытый художник – эмигрант, сыгравший уникальную роль в культуре Веймарской республики и британском искусстве 20 века. Плодовитый скульптор и гравер, Кормис изобразил эмоциональное воздействие ужасов 20 века, опираясь на собственный опыт пребывания в лагере для военнопленных в Сибири во время Первой мировой войны, жизни в Веймарской Германии и бегства от нацистов.
Старший куратор Библиотеки Винера доктор Барбара Уорнок, рассказала, что его не замечали в Британии отчасти из-за его опыта беженца, которому пришлось оставить свои работы в Германии. «Однако из-за его возраста и происхождения у него была необычная история беженца как от нацизма, так и от антисемитизма и антисоциализма нацистов», — заявила она. «С точки зрения резонанса с 21-м веком, его опыт показывает, как исторические события, конфликты и антисемитизм могут внезапно нарушить жизнь людей. Но это также касается вклада и роли беженцев, когда они попадают в новое общество».
Родившийся в 1894 году во Франкфурте в семье австрийских и немецких евреев, Кормис видел боевые действия и был ранен в Первой мировой войне в составе австрийской армии, прежде чем четыре года провел в плену в Сибири. В культурном горниле Веймарской Германии он становился все популярнее и знаменитее, пока нацисты не консолидировали свою власть. После того как его совесть заставила его раскрыть, что он еврей, его работы были названы «дегенеративными». И он был вынужден бежать со своей женой, Рахиль Сендер, в относительную нищету в Лондоне в 1934 году. Кормису пришлось бороться за то, чтобы избежать интернирования как «враждебного иностранца», и справляться с потерей своих работ, когда бомбы падали на его студию во время «блица» (бомбардировок Лондона в 1940-1941 годах).
Всю свою жизнь он продолжал использовать скульптуру для увековечения памяти и представления эмоционального воздействия плена. Это достигло кульминации в 1960-х годах в его мемориале военнопленным и жертвам концентрационных лагерей в Гладстон-парке в районе Доллис-Хилл на северо-западе Лондона. Некоторые из его других работ хранятся в коллекциях Великобритании, включая отдел монет и медалей Британского музея.
Выставка «Фред Кормис: скульптура двадцатого века» в Винеровской библиотеке Холокоста продлится до 6 февраля следующего года. На ней представлены уникальные предметы и документы из архива библиотеки, а также произведения искусства, предоставленные из коллекций по всей Великобритании. Она проходит после реконструкции галереи в лондонском учреждении, где находится старейший в мире архив по Холокосту и эпохе нацизма.
Заместитель посла Германии в Великобритании Карл-Маттиас Клаузе на мероприятии, посвященном ее открытию на прошлой неделе, говорил о трогательности выставки: «Очевидцы, документы, фотографии и кинокадры имеют решающее значение для того, чтобы помнить и извлекать уроки из прошлого, а память определяет нас как людей. Искусство добавляет к этому еще один слой, напрямую обращаясь к нашей гуманности на эмоциональном и глубоко личном уровне».