Новая атака на Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр»
3 сентября в украинской газете «День» было опубликовано обращение подписанное рядом еврейских активистов и историков из Украины, Израиля, Канады, Нидерландов, Германии, Польши, России, США, Франции, Чехии (всего более 160 человек), содержавшее очередную порцию нападок на Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр».
Обращение стало очередным этапом долгой войны, которую украинский еврейский активист, сопредседатель Ваада Украины Иосиф Зисельс (чья подпись также стоит под обращением) ведет против центра «Бабий Яр», пытаясь получить контроль над проектом. Вначале он требовал 50%-ног участия с правом контроля над решениями (естественно, без внесения какого-либо финансирования). Когда же ему закономерно было отказано, развернул против проекта «войну на уничтожение» именуя его не иначе как «орудие российской пропаганды».
Нынешнее обращение стало ответом на встречу президента Украины Владимира Зеленского с руководителями и спонсорами проекта 29 июля, в ходе которой украинский лидер однозначно поддержал деятельность Мемориального центра «Холокост». Проект, который был назван в тексте обращения «российским», обвиняли в том, что с его помощью погибшие в Бабьем Яре евреи «стали заложниками и орудием российской пропаганды против Украины», подчеркивали якобы имеющуюся связь спонсоров проекта с президентом России Владимиром Путиным. Проект голословно обвиняли в том, что он якобы будет рисовать всех украинцев как «радикальных националистов и антисемитов».
На самом деле речь идет о правдивом отображении роли украинских коллаборационистов в уничтожении евреев, что, естественно крайне не нравится украинским ультраправым — духовным потомкам этих самых коллаборационистов. Еврейские активисты, объединившиеся вокруг Иосифа Зисельса, также поддерживают эту точку зрения, вероятно предполагая, что почитание националистов первой половины 20 века послужит образованию и укреплению украинской нации, при этом предпочитая закрывать глаза на то, что подобное прославление оставляет широко распахнутой дверь для исповедовавшейся этими людьми радикальной ксенофобской идеологии. При этом, они явно не понимают, что именно попытки обеления этих людей и отрицания их участия в Холокосте при наличии массы уже опубликованных документов, а не мифические «усилия российской пропаганды» лишь оставляют на имидже Украины все новые и новые черные пятна.
В этом же ряду — и попытка тривиализации Холокоста, также отраженная в обращении от 3 сентября, когда Холокост в рамках «включения» событий в Бабьем Яре в «цельный исторический контекст» ставят в один ряд с такими разноплановыми событиями как Голодомор, депортация крымских татар в 1944 году, «сталинские репрессии 1920-1950-х» (частью которых, кстати, была и депортация крымских татар). Подобного рода «размывание» уникальности Холокоста также предпринимается с целью добиться для украинцев статуса «народа-жертвы», что позволит замести под ковер множество неудобных вопросов — от соучастия украинцев в Холокосте до того, кто составлял основную массу исполнителей и руководителей при упомянутых выше акциях светского режима.
Авторы обращения также обратились «ко всем неравнодушным гражданам и к организациям, членами которых они являются», с призывом «поддержать украинский проект комплексной мемориализации Бабьего Яра».